Информационно наглядный материал для родителей. «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ»
Логопедический уголок традиционно играет важную роль в работе с семьей. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Транспорт» предназначен для оформления уголка логопеда в средней группе. Он содержит рекомендации родителям по наблюдению за окружающим миром, проведению бесед с ребенком, примеры игр на формирование лексико-грамматических категорий и развитие мелкой моторики.
Занимаемся по теме «Транспорт»
Ребёнок должен знать:
- Что такое транспорт и его назначение
- Основные виды транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный)
- Названия городского и междугороднего транспорта
- Как называется транспорт, который перевозит людей
- Как называется транспорт, который перевозит грузы
- Кто управляет различными видами транспорта
- Основные правила дорожного движения и дорожные знаки.
Расширяем и уточняем словарь:
ПРЕДМЕТЫ:
автобус, троллейбус, трамвай, машина,
автомобиль, метро, грузовик, поезд, пароход,
лодка, самолет; колесо, кузов, руль, двери,
сидения; шофер, водитель, летчик, капитан
ДЕЙСТВИЯ:
едет, катит, летит, стоит,
плывет, спешит, мчится,
везет, ломается, гудит
останавливается,
ПРИЗНАКИ:
грузовой, легковой,
пассажирский, водный,
воздушный, наземный,
подземный, удобный,
скорый, теплый, красивый, разноцветный
Рассказываем и объясняем:
Гуляя по улице вместе с ребенком, понаблюдайте за транспортом на улицах города. Предложите малышу назвать знакомый транспорт. Вместе назовите, каким транспортом чаще всего пользуются члены Вашей семьи.
Рассмотрите вместе с ребенком игрушечный грузовик. Покажите и назовите его части: кабина, руль, двери, кузов, колеса, фары. Поменяйтесь ролями: пусть малыш сам покажет части грузовика, которые Вы назовёте.
Объясните, что транспорт бывает разный. Один перевозит людей (или пассажиров) и называется «пассажирский». Другой – перевозит разные грузы и называется «грузовой».
Транспорт передвигается по-разному: самолеты летают в небе, корабли – плавают, машины – ездят по дорогам, а поезда – по рельсам. Поиграйте в игру «Летает? Плавает? Едет?»: назовите транспортное средство, а ребенок пусть ответит, что делает этот транспорт: плывет, летит или едет по дороге.
Без помощи человека транспорт не сдвинется с места. Людей, которые управляют разными транспорт-ными средствами, называют по-разно-му. Расскажите ребёнку, кто управляет самолетом, кораблем, автомобилем, поездом. Предложите ему самому на-звать, чем управляет машинист, капи-тан, летчик, водитель.
Выполняйте с детьми гимнастику для пальцев «Транспорт».
Будем пальчики сгибать (хлопаем в ладоши, стучим кулачками)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт, (загибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого)
Трамвай, метро и самолёт.
В кулак мы пальцы собирали, (сжимать и разжимать кулаки)
И транспорт правильно назвали. (сцепить пальцы в «замок»)
Играем и запоминаем:
«Назови транспорт ласково».
грузовик – грузовичок
трамвай – трамвайчик
лодка – лодочка
корабль – …
машина — …
самолет — …
Объясните ребенку, что некоторые транспортные средства можно назвать ласково, а другие — нет
«Незнайка-путешественник».
Инструкция: Незнайка решил рассказать о своём путешествии, но в рассказе допустил какие-то ошибки. Найди их.
Сначала я покатил на самолете. Потом поплыл на поезде. Потом полетел на велосипеде и т.д.
Вместе с ребёнком придумайте и расскажите, на чем Ваша семья отправится в путешествие.
Например: Мы поедем на поезде. Мы полетим на самолете ит.д.
«Один – несколько — много».
1. «Один — несколько»
Инструкция: это автобус – а по городу ездят… автобусы.
Это поезд, а между городами ходят… поезда.
2. «Один – много»
Инструкция: это машина, а в городе много… машин.
Это самолёт, а в небе много… самолётов
«Сколько машин ты увидел?»
Считаем так: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин.
Один автобус, два автобуса, три автобусов, четыре автобуса, пять автобусов и так далее.
Жураковская Янина Викторовна,
учитель-логопед высшей категории,
ГБОУ детский сад № 864, г.Москва
Большинство графических материалов помещается в приложении к дипломной работе. Некоторые из них, лучше всего иллюстрирующие сущность решаемых задач и выводы, к которым вы пришли, представляются государственной аттестационной комиссии на защите в виде отдельных распечаток с одновременным показом их на экране. Перечень их должен быть тщательно продуман и согласовываться с текстом вашего выступления на защите. Количество этих иллюстративных материалов должно составлять от 8 до 15.
Что же касается всех приложений, которые помещаются в дипломе, то их целесообразнее разместить непосредственно по ходу изложения, чаще всего в исследовательской части работы.
Одни и те же материалы могут быть представлены в различных вариантах, поэтому не зацикливайтесь только на одном виде таблицы, графика или диаграммы. В зависимости оттого, что именно вы хотите показать наглядно, применяйте разнообразные типы организации материалов.
Для того чтобы вам было легче сориентироваться, остановимся на кратком перечне наиболее распространенных видов графических материалов.
1. Различные виды таблиц (аналитические, структурные, комбинированные).
2. Графические схемы, чертежи.
3. Диаграммы и гистограммы (рис. 1).
Наглядно позволяют представить изменение данных на протяжении отрезка времени и очень удобны для наглядного сравнения разных величин. Временные характеристики в гистограммах располагают по горизонтали, а значения - по вертикали. Это подчеркивает характер изменений во времени.
24 5. Наглядные материалы, их виды и использование
4. Диаграммы с областями (рис. 2).
Они также подчеркивают изменения во времени. Отображая сумму значений рядов, такая диаграмма наглядно показывает вклад каждого ряда.
5. Наглядные материалы, их виды и использование 25
6. Линейчатая диаграмма (рис. 4).
Позволяет сравнивать отдельные значения. На них обращается больше внимания, чем на временные изменения.
|
5. График (рис. 3).
Графические зависимости позволяют наглядно представить в динамике изменение фактов и событий изучаемых явлений
7. Линейчатая диаграмма с накоплениями (рис. 5).
Данная диаграмма позволяет оценить вклад частного в общее.
8. Круговая диаграмма (рис. 6).
Она показывает отношение размеров элементов, образующих ряд данных, к сумме элементов. Такой тип диаграммы целесообразно использовать, когда необходимо подчеркнуть важный элемент.
Для облегчения работы с маленькими секторами в основной диаграмме их можно объединить в один элемент, а затем выделить этот элемент в отдельную диаграмму рядом с основной.
26 5. Наглядные материалы, их виды и использование
9. Кольцевая диаграмма (рис. 7).
Как и круговая, кольцевая диаграмма показывает соотношение частей и целого, но она может включать несколько рядов данных (каждое кольцо в диаграмме соответствует одному ряду данных).
10. Точечная диаграмма (рис. 8).
Наглядно показывает разброс данных и позволяет оценить стабильность исследуемых значений и результатов.
Таким образом, в дипломной работе целесообразно использовать разные виды наглядно-графических материалов в зависимости от их достоинств и недостатков и взаимосвязи с задачами вашей работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
6.1. Общие требования
Пояснительная записка должна быть тщательно вычитана. Её общий объем определяет ведущая кафедра в зависимости от требований, предусмотренных учебным планом к дипломной работе. Приложения в общий объем не входят. Пояснительная записка должна быть переплетена в твердую обложку.
Пояснительная записка должна быть аккуратно отпечатана на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210x297). При печати устанавливается полуторный межстрочный интервал. Большее расстояние не рекомендуется.
Текст записки следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое поле - 20 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм.
Шрифт должен быть четким, черного цвета средней жирности. Плотность текста должна быть везде одинаковой. При оформлении пояснительной записки на компьютере рекомендуется выбирать тип шрифта Times New Roman. Оптимальная высота шрифта 2,5 мм (12-14 п.).
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления пояснительной записки, допускается закрашивать белой краской с нанесением на том же месте исправленного текста черной тушью или пастой рукописным способом буквами и цифрами, приближенными к основному тексту пояснительной записки. Число исправлений на одном листе (страницы) не должно превышать 10 % от общего объема информации на листе.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать собственные имена и приводить названия организации в переводе на язык ра-
|
28 6. Требования к оформлению
боты (русский язык) с добавлением при первом упоминании оригинального названия.
В пояснительной записке можно использовать сокращения русских слов и словосочетаний в соответствии с действующим государственным стандартом.
Текст основной части пояснительной записки делят на разделы, подразделы, пункты.
Заголовки разделов размещают симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов печатают с абзаца строчными буквами, кроме первой прописной. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Расстояние между заголовками структурных частей работы и основным текстом должно составлять 3-4 интервала.
Слова «аннотация», «содержание», «перечень условных обозначений символов, единиц и терминов», «введение», «заключение», «библиография» печатают на отдельной строке прописными буквами как заголовки соответствующих структурных частей пояснительной записки.
Расстояние между заголовком и текстом должно быть в полтора раза больше межстрочного интервала (подчеркивать заголовки не допускается).
Каждый раздел следует начинать с нового листа (страницы).
Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15-17 мм.
6.2. Нумерация страниц
Страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всей работе. Номер страницы проставляют в середине верхнего поля листа без отточий и дефисов. Титульный лист и задание (см. приложение 2, 3) - включают в общую нумерацию страниц работы, но номера страниц на них не проставляют.
Разделы, подразделы, пункты, подпункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами, например, 1, 2, 3 и т. д. Номер пункта, подпункта включает номер раздела, подраздела, разделённые точкой, например 1.1.1, 1.1.2.1, 1.3.2.4 и т. д. Если раздел или пункт имеет только один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.
6. Требования к оформлению 29
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотографии) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.
Чертежи, графики, схемы, диаграммы, помещенные в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов ЕСКД.
Иллюстрации, таблицы, чертежи, схемы, графики, которые расположены на отдельных страницах, включают в общую нумерацию станиц. Таблицу, рисунок или чертеж, размеры которого больше формата А4, учитывают как одну страницу. Листы формата более А4 помещают в конце пояснительной записки после заключения в порядке их упоминания в тексте.
Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющую информацию (схема расположения информации при оформлении иллюстрации дана на рис. 9, а пример - в приложении 4).
Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы или в пределах одного раздела, например «Рисунок 3.1» обозначает первый рисунок третьего раздела. Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово «рисунок» под ней не пишут.
Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно перено-
30 6. Требования к оформлению
сить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные - к каждой странице и под ними указывают: «Рисунок... , лист...» .
6.4. Таблицы
Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблицы, условное изображение которой представлено на рис. 10.
Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей работы или раздела, за исключением таблиц, приведенных в приложении. Номер следует располагать в правом верхнем углу таблицы над заголовком таблицы после слова «Таблица» с указанием номера таблицы (образец оформления таблицы приведен в приложении 5).
Если в работе только одна таблица, то нумеровать ее не следует и слово «Таблица» не пишут.
При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и ее номер указывают один раз справа над первой
Таблица (номер) | ||||||||||
Г 1 | ||||||||||
(название таблицы) | (ссылка) | |||||||||
Головка А | ^ | Строки Подзаголовки Заголовки фаф фаф | ||||||||
Боковик (графа для заголовка) | V | / | ||||||||
Графы колонки | ||||||||||
6. Требования к оформлению 31
частью таблицы; над другими частями пишут слово «Продолжение». Если приведено несколько таблиц, то после слова «Продолжение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение табл. 1.4»,
Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть под другой в пределах одной страницы. В этом случае в каждой таблице повторяют заголовки ее строк (боковик).
6.5. Формулы и уравнения
Формулы и уравнения следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы или раздела арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, где размещена формула. Например, запись (3.1) обозначает первую формулу третьего раздела.
Если в работе приведена только одна формула или уравнение, их не нумеруют.
Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия (образец оформления формул и уравнений приведены в приложении 6).
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков.
Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, например: «рисунок 1.2». При повторной ссылке на ту же иллюстрацию добавляют сокращение слова «смотри», т. е. запись будет выглядеть так «см. рисунок 1.2».
32 6. Требования к оформлению
Если в работе одна иллюстрация, одна таблица, одна формула или уравнение, одно приложение, то при ссылках следует писать: «на рисунке», «в таблице», «по формуле», «в приложении».
На все иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения, приложения должны быть ссылки в тексте, например: «в табл. 3.2», «по уравнению 2.4», «на рисунке 3.5», «в приложении 4». В повторных ссылках на таблицы и иллюстрации следует указывать сокращенно, следующим образом «см. табл. 1.3».
Ссылки в тексте на источники допускается приводить в подстрочном примечании. На одной странице подстрочное примечание не должно превышать 50 мм от нижнего поля. Пример оформления подстрочных ссылок приведен в приложении 7.
6.7. Перечисления и примечания
Перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т. д., и печатать строчными буквами с абзацного отступа.
В пределах одного пункта или подпункта не рекомендуется приводить более одной группы перечислений.
Примечания следует помещать при необходимости пояснения содержания текста, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа.
Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.
Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой, например:
Примечание.
Примечания:
1...........................
2...........................
3...........................
Примечание выделяется применением меньшего размера шрифта (основной текст - 14 п., для примечаний - 12 п.).
6. Требования к оформлению 33
Для более компактного оформления в содержание можно включать только наименование разделов и подразделов. Пример оформления содержания приведен в приложении 8.
6.9. Перечень условных обозначений
Если в работе принята специфическая терминология, а также малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т. п., то их перечень должен быть представлен в виде отдельного списка.
Перечень должен располагаться столбцом, в котором в алфавитном порядке слева приводят принятое сокращение, а справа - его детальную расшифровку. Пример оформления перечня приведен в приложении 9.
Если специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т. п. повторяются менее трех раз, ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.
6.10. Оформление списка основных источников
и литературы
Всю совокупность источников, использованных при выполнении дипломной работы, оформляют в виде двух взаимосвязанных частей, которые имеют следующую структуру:
Библиография:
Литература;
Справочная литература;
Периодические издания;
Публикации на иностранных языках.
34 6. Требования к оформлению
Нормативные правовые акты;
Публикации документов;
Нормативно-методические документы;
Каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п.
Материалами, входящими в состав неопубликованных источ
ников, являются:
Архивные документы;
Положения об учреждениях;
Различного рода инструкции, имеющиеся и действующие
только в конкретных подразделениях организаций и пред
приятий, и прочее.
К литературе относятся:
Монографии;
Учебники, учебные пособия;
Статьи в различных сборниках.
Примерами справочной литературы могут служить энциклопедии, словари, путеводители, различные справочники и т. д.
Периодические издания - журналы, газеты, продолжающиеся сборники и тому подобные источники.
Публикации на иностранных языках вбирают все источники, напечатанные на языке, отличающимся от языка пояснительной записки.
Названные источники оформляют по группам в зависимости от их характеристики. Первоначальную разбивку проводят по признаку опубликования: опубликованные, неопубликованные источники.
Нормативно-методические документы включают стандарты, методические рекомендации, каталоги, правила, инструкции, технические условия и т. п. Это учитывается при определении очередности построения списка источников.
Внутри каждой выделенной группы источники располагают по хронологии, в пределах установленной подгруппы документы перечисляют в алфавитном порядке по названиям, а норматив-
6. Требования к оформлению 35
но-технические и методические документы - по изданиям государственным, ведомственным и т. д.
Сначала приводят диссертации, которые располагают в алфавитном порядке по фамилиям авторов работ, затем список неопубликованных отчетов в алфавитном порядке по названиям, а при совпадении названий - в хронологическом порядке издания. Следующую группу (архивные документы), располагают в таком порядке: по названию архива, далее по номерам архивного фонда, описи, делам.
Завершающую группу, включающую положения об учреждениях, различного рода инструкции и прочее, размещают по названиям в алфавитном порядке. Правила библиографического описания данных источников такие же, как для документов.
При формировании списка следует соблюдать следующую структуру:
Литература;
Справочная литература;
Периодические издания;
Иноязычные публикации.
Внутри каждой части источники следует располагать в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по названиям. Названия принимают во внимание, если фамилии авторов не приведены.
Пример оформления списка источников приведен в приложении 10.
Всю литературу в списке представляют в соответствии с требованиями к оформлению библиографического описания документа ГОСТ Р 7.1.-2003.
Первым элементом библиографического описания является автор. В описании издания:
36 6. Требования к оформлению
Вторым элементом описания является название работы. Оно берется с титульного листа и записывается строчными буквами, начиная с первой прописной.
Третьим элементом описания являются сведения о месте издания, наименования издательства и года издания.
Примеры оформления библиографического описания приведены в приложении 11.
При оформлении статей из различных источников - указывают названия журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер журнала и страницы.
Порядок оформления статьи практически такой же как и порядок оформления издания, описанный в предыдущем пункте. Только вначале описания приводятся сведения о самой статье, затем о содержащем ее источнике, например, журнале в котором она опубликована, выходные данные данного журнала (место издания, наименование издательства, год издания).
Примеры оформления библиографического описания статей из периодических изданий приведены в приложении 11.
При оформлении подстрочных ссылок источники следует располагать в порядке их появления в тексте пояснительной записки.
6. Требования к оформлению 37
В ссылках на государственные стандарты указывают: номер стандарта, его название, дата времени его введения, место издания и год издания. В повторных ссылках на стандарты приводится обозначение документа, его номер и год принятия, например: ГОСТ Р 6.30-2003.
6.11. Приложения
Приложения, являющиеся продолжением пояснительной записки, размещают на последующих ее страницах в порядке ссылок на них в тексте.
Каждое приложение следует начинать с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «приложение», напечатанного строчными буквами (первая буква - прописная). Каждое приложение должно иметь содержательный заголовок. Если в записке более одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами без знака «№» (приложение 1, приложение 2 и т. д.).
При расположении одного приложения на нескольких листах (страницах), начиная со второго листа его размещения, в правом верхнем углу страницы указывают «Продолжение приложения», а на последнем листе приложения делают запись: «Окончание приложения». Запись делают строчными буквами, начиная прописной. Если приложений несколько, то указывают номер.
Приложение-дополнение, представляющее собой графический или раздаточный материал к докладу, оформляют по требованиям представления иллюстративного материала в пояснительной записке.
Раздаточный материал брошюруют под самостоятельным титульным листом так, чтобы его было удобно рассматривать без поворота или с поворотом по часовой стрелке. На каждом листе раздаточного материала необходимо помещать порядковый номер, идентичный номеру плаката или слайда, используемых при докладе.
Пример оформления титульного листа к раздаточному материалу приведен в приложении 12.
Электронную копию пояснительной записки и материала приложения-дополнения сохраняют на внешнем носителе (дискета или CD). Она подшивается в соответствующей упаковке в конце пояснительной записки.
38 6. Требования к оформлению
Аннотация
Аннотация представляет собой краткую характеристику дипломной работы и должна содержать:
Общие сведения о работе: объем, количество иллюстраций, таблиц, количество использованных источников;
Перечень ключевых слов;
Аннотацию начинают с общих сведений о работе в виде перечня перечисленных выше параметров с указанием их количества. Записывают их с красной строки строчными буквами за исключением первой прописной. Например: «Объем работы 92 с, 11 рисунков, 8 таблиц, 35 источников информации, 3 приложения».
Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание дипломной работы и включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, напечатанных в строку через запятые прописными буквами с новой строки после общих сведений о работе.
Текст аннотации должен отражать:
Цель работы;
Методы, средства анализа и полученные результаты;
Эффективность или область применения результатов работы.
Оптимальный объем текста аннотации 1200-1500 знаков (не более одной страницы). Пример оформления аннотации приведен в приложении 13.
Аннотация помещается после задания на дипломную работу, не нумеруется и в общий подсчет объема работы не входит.
ЗАЩИТА ДИПЛОМА
Итак, ваш дипломная работа написана, оформлена, одобрена научным руководителем, утверждена заведующим кафедры и вы получили рецензию.
День вашей защиты назначен.
Цель защиты дипломной работы - выявление степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений.
На защите вы должны показать не только знание темы, Но и степень овладения научным методом мышления, логическим и статистическим анализом исследуемых проблем, способность к самостоятельному научному труду, умение четко и ясно излагать свои мысли и выводы.
Вам необходимо как следует подготовиться к самой процедуре защиты. Прежде всего, запомните, что написание диплома и его защита - это две разные вещи. Умение кратко и точно сформулировать основные положения работы, охарактеризовать специфику решаемых задач, значимость сделанных выводов - все это необходимые условия успешной защиты. Никто за вас этого не сделает. Даже очень хороший дипломный проект может «потеряться», если автор будет говорить сбивчиво, тихо, непоследовательно. Напротив, нередко бывает, что средняя по уровню написания работа представлена четким, логически выстроенным выступлением, развернутыми и емкими характеристиками главных выводов и самое основное - автор всячески подчеркивает основную ценность и значимость проделанной им работы.
В отличие от зачета или экзамена, где преподаватель может помочь хорошо успевающему, но растерявшемуся студенту наводящими вопросами, сориентировать его в материале, на защите диплома этого не будет. Вопросы будут задавать исходя из содержания подготовленных вами наглядных материалов и того, что вы расскажете в своем выступлении. Целью этих вопросов является прояснение основных характеристик представленной
40 7. Защита диплома
работы. В отличие от экзамена комиссия не знает деталей, качественных особенностей вашей работы и будет судить об этом по тому, что услышит от вас.
Поэтому главная ваша задача - подготовить устное выступление таким образом, чтобы максимально выигрышно осветить сущность сделанного вами. Конечно, многие из членов государственной аттестационной комиссии просмотрят сам текст дипломного проекта, возможно, более внимательно остановятся на заинтересовавших их аспектах, но все же так подробно и детально, как вы сами, вашу работу никто представлять не будет. Кстати, те из студентов, которые пользуются в большей или меньшей степени посторонней помощью в написании работы, как правило, не в состоянии ответить на большинство задаваемых членами комиссии вопросов. Нельзя сказать, что эти вопросы чересчур сложны, но для тех, кто не писал работу сам, они, безусловно, покажутся трудными. То же самое хочется сказать и очень рассеянным студентам, которые быстро забывают материал: хорошее знание содержания дипломной работы на защите является обязательным.
За несколько дней внимательно и не торопясь перечитайте диплом, попытайтесь сформулировать несколько предложений по содержанию каждой из глав. Хорошо помогают также примерные вопросы, которые вы сами себе задаете, просматривая оглавление, введение и заключение. Не поленитесь сделать это, и вы будете чувствовать себя на защите намного увереннее. Если вы сможете накануне защиты с ходу, не задумываясь, задать десять вопросов по содержанию своего диплома, а, подумав немного, еще столько же - вы молодец! Обязательно запишите эти вопросы. Умение взглянуть на свою работу глазами стороннего наблюдателя - важный этап при подготовке к защите.
Разумеется, текст выступления надо составить заранее и показать его научному руководителю. Желательно, чтобы вы излагали доклад свободно, не читая письменного текста. Ваша речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, что сделает ее понятной и убедительной. Дипломник, который не может оторваться от написанного и хотя бы в течение 7-10 минут рассказать об особенностях своей работы, вызывает большие сомнения. Конечно, никто не отнимет у вас черновик доклада, если все же вы будете его читать, но, поверьте, выглядеть это будет гораздо хуже.
7. Защита диплома 41
В ходе доклада необходимо использовать заранее подготовленные иллюстрации, но обращаться к ним следует только по мере необходимости. Иногда допускается и другая крайность, когда в докладе имеются таблицы, графики и т. д., а студент не обращается к ним. Не стойте на одном месте! Возьмите указку, подойдите к экрану (разумеется, без черновика в руках), покажите, что это за таблицы и схемы, зачем они, что здесь самое главное, на что нужно обратить внимание. Обязательно оживляйте свою речь обращениями непосредственно к комиссии: «Обратите внимание...»; «Уважаемые члены комиссии, как мы видим на этой схеме...»; «Этот материал представлен для того, чтобы...» и т. д.
Очень хорошее впечатление производит студент, который показывает взаимосвязь между предложенными наглядными материалами.
Что касается самого текста выступления, то он, естественно, будет отражать содержание вашей дипломной работы. Общие правила построения речи на защите следующие:
1. Начните с обращения к комиссии: «Уважаемая комиссия, разрешите представить дипломную работу...». Если Вы выступаете первым или не видели в этот день всех, кто вас сейчас будет слушать, логичнее сначала поздороваться.
2. Назовите тему диплома. Объясните актуальность темы, покажите связь работы с решением практических задач управления. Иначе будет неясно, в чем заключается ценность вашей работы. Слова «актуальность» и «практические задачи» (естественно, с конкретным их перечнем) должны звучать в выступлении обязательно.
3. Расскажите, в чем состояла цель дипломной работы и какие задачи вы для этого решали. По сути, задачи - это различные направления, т. е. аспекты вашей дипломной работы. Здесь же назовите предмет исследования и объект изучения.
4. Осветите материал, на основании которого была написана работа. Что это за источники, где вы с ними ознакомились, в чем особенности работы с ними.
5. Переходите к методам работы. Кратко перечислите их (можно сделать это во взаимосвязи с источниками). Например: «В работе мы использовали внутреннюю документацию, связанную с работой отделов..., при анализе этих источников применял метод сравнительной характеристики или экспресс-анализ финансовой документации... и т. д.».
42 7. Защита диплома
6. Основные выводы дипломной работы. Здесь необходимо обращение к наглядным материалам (хотя часть схем может быть представлена ранее и касаться постановки задач, взаимосвязи источников и т. д.).
7. Подведите итоги: напомните об актуальности работы, объясняете специфику решаемых задач и четко формулируете, в чем заключается ценность проделанной вами работы.
После этого поблагодарите членов комиссии за внимание и ждите вопросов.
В ходе выступления с докладом следует обратить внимание на правильное произношение слов. В языке экономистов имеется около двух-трех десятков слов, которые почти всегда произносят с ошибкой в ударении. Например, следует произносить правильно следующие слова и словосочетания: августовский, агентские операции, валовой, безотзывной аккредитив, бордеро, вопрос снялся, деньгами, депозит, договор (мн. договоры), заём (а не займ, но в родительном падеже - займа), затраты приведённые, операционная асимметрия, ипотека, камбио, карточка с образцами подписей, каско, квартал, револьверный кредит, маркетинг, мизерный, начать, недоимка, нормирование, нувориш, обеспечение, онкольный кредит, одновременно, оптом, оптовый, отзыв акций, отраслей, технические паспорта (паспортов), пеня, переводной вексель, повременная оплата труда, принять, склады (складов), средства, трансферт, уставной фонд, факсимиле, феномен, ходатайство, договорная цена, цена оптовая, эксперт и т. д. 1
При выступлении с докладом следует стремиться к выразительности, которая зависит от темпа, громкости и интонации речи. Если вы будете говорить торопливо, проглатывая окончания слов или очень тихо и невнятно, то качество выступления от этого очень снизится. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует членам комиссии. В ходе доклада вы должны быть обращены к комиссии лицом. Если необходимо повернуться к комиссии боком, надо усилить громкость голоса.
После окончания доклада члены комиссии могут задать вам вопросы, уточнить отдельные моменты доклада и результатов работы. Вопросы могут носить конкретный или общий характер. Наиболее распространенные общие вопросы: «Что в работе вы-
1 Сводный словарь современной русской лексики: В 2 т. / АН СССР. Ин-т рус. яз. / Под ред. Р. П. Рогожниковой. М.: Рус. яз., 1991.
7. Защита диплома 43
полнено лично вами? В чем состоит новизна работы?», «В чем заключается практическая значимость работы?», «Чем отличается предложенное вами решение от существующих?».
После оглашения вопроса не спешите сразу давать ответ. Как следует осмыслите вопрос, сконцентрируйтесь. Если вы не поняли вопроса, попросите его повторить или уточнить вопрос.
Ответы должны быть конкретными, краткими и состоять, как правило, из двух-трех предложений. Склонность к сомнению при ответах может быть воспринято членами комиссии как неуверенность дипломника в знаниях и плохое понимание тех вопросов, которые освещена в работе, поэтому следует давать самый короткий из всех возможных ответов. Отвечать следует уверенно, четко, при необходимости обращаться к слайдам и тексту дипломной работы.
Лиля Савчук
Театр начинается с вешалки, а группа с раздевалки. Как сделать так, чтобы вся нужная информация для родителей смотрелась гармонично и доступно? Какая информация интересна для родителей, какая не очень? Какая информация постоянная, какая обновляется? Как правильно расположить, куда повесить и поставить? Эти вопросы мучают каждого воспитателя. Предлагаю вашему вниманию свой вариант наглядно-информационного материала для родителей. Мы задействовали не только приемную, но и холл.
стенд "Для вас родители"
Здесь вся информация о графике работы медицинского кабинета, часы приема заведующего, контактные телефоны, сведения о педагогах. Эта информация постоянная.
Стенд "Информация родителям"
Здесь информация о режиме группы и сменная по знаменательным датам, праздникам, и т. д.
Стенд "Наши достижения"
Здесь размещены грамоты, дипломы, благодарности как воспитателям, так и детям группы.
Стенд "Знают все давно вокруг, непоседа-лучший друг"
Здесь мы выставляем фотографии детей с праздников, с экскурсий, с интересных открытых занятий и т. д.
Фотоальбомы:
1. "Мы пришли в детский сад".
2."Малыши, малыши, на прогулку мы пошли".
3."Жизнь замечательных детей".
4. "Наши праздники"
Папки передвижки
Информация по сезону (осень, зима, весна, лето)
Ширмы- раскладушки, презентации
Здесь информация меняется в зависимости от знаменательных дней, праздников,информация о здоровье, ПДД, ОБЖ ит. д.
Кармашки - потеряшки
сюда мы складываем потерявшиеся на время вещи.
"Одеваемся правильно"
Схема в какой последовательности надо одеваться на прогулку.
Теперь плавно переходим в холл.
Стенд " Мама, папа, я творческая семья"
Здесь мы выставляем совместные работы родителей и детей. Конкурсы лучшего рисунка, стенгазеты, и т. д.
Стенд "Непоседливые ручки"
Здесь выставляем детские работы по лепке и конструированию из бумаги.
Выставка детских работ"Радость своими руками"
Здесь родители и дети могут увидать рисунки детей, работы по аппликации.
Уголок благодарности "Родителей за все благодарим
Подробно о нем я писала в прошлом году. В шариках кармашки, в них мы вписываем самых активных родителей.
Смайлики с благодарностями
Их мы приклеиваем на дверцу шкафчика,вписываем имена родителей, и за что их благодарим. Многие против этого, но мы используем этот метод не первый год. И многих родителей это стимулирует. В конце года награждаем самых активных родителей грамотами и медалями.
Раздевалки у нас не большие
Конечно не забываем про списки на шкафчики, на чешки. Используем даже двери для объявлений, приглашений, сведений о том, чем мы занимались сегодня
На шкафчиках стоят подставки с папками где все работы детей, каждый родитель может посмотреть, чем занимался их ребенок.
Для родителей предлагаем консультации, буклеты, памятки в распечатанном виде. Стихи и песни в распечатанном варианте.
Буду рада, если кому- то это пригодится.
« Наглядно- информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ »
Подготовила: Крошухина О.А. Дата проведения: 15.11.2016
Какие задачи преследуют наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями, которые еще называют «опосредованным общением»?
- Информационное просвещение родителей, знакомство их с методами воспитания детей, т.е. пропаганда педагогических знаний, оказание практической помощи семьям;
- Ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей;
- Возможность родителям объективно увидеть деятельность воспитателя.
Местом для оформления наглядной информации в группе служит раздевальная комната, где почти ежедневно бывают все родители. Для благоприятного восприятия предлагаемого материала в этом помещении группы необходимо создать уют и комфорт.
Виды наглядности:
Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части :
- Воспитательно-образовательная (материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье)
- Информационная (материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, меню, объявления различного характера и т.д.)
Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению. В последнее время информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, либо в соответствии с названием группы. Варианты оформления стендов сегодня неограниченны. Выбор формы и названия рубрики остается за воспитателем.
Требования к оформлению и содержанию Родительского уголка:
- Доступность. Важно правильно выбрать подходящее место Родительского уголка. Желательно разместить его напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так информация будет сразу попадаться родителям на глаза. При отборе информационного материала следует учитывать, что родители – люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии. Достаточно изложить его простыми и короткими предложениями.
- Краткость. Информация, подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей, актуальной для данной группы, без нравоучений).
- Актуальность. Тема должна привлечь внимание родителей, заинтересовать их. Информация должна быть своевременной.
- Эстетичность. Материалы необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Не допускается приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование скотча, кнопок. При оформлении информации не следует использовать надписи «от руки», не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями.
- Соотношение текста и иллюстраций (в папках-передвижках). Необходимо помнить пропорции: примерно 2:6 (2 части - текст, 6- иллюстрации). В первую очередь мы должны привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию.
- Грамотность. Не стоит вам напоминать, что педагог – это квалифицированный специалист и его речь должна быть грамотной в априори. Помните, при размещении любого печатного материала ссылка на издание обязательна, включая авторство и год публикации.
- Динамичность. Информация, размещаемая на стенде для родителей, должна быть динамичной. Необходимо строго соблюдать сроки обновления материалов.
- Текст должен быть кратким, ясным, разборчивым. Информация дается крупным печатным шрифтом на светлой бумаге, чтобы ее можно было прочитать с расстояния 2-3 метров, тема выделяется цветом и размером. В печатных материалах используем шрифт не менее 16-го.
Основные разделы Родительского уголка: (вместо привычных заголовков использовать оригинальные)
- Справочная информация. Данные об Учредителе образовательного учреждения, о руководстве ДОУ, с указанием контактных телефонов; Правила для родителей; Положения. Раздел может содержать информацию по соблюдению прав детства в дошкольном учреждении, адреса и телефоны, куда можно обратиться за помощью, официальные документы. Сроки обновления : по мере необходимости. Варианты названия : «Для вас, родители!»
- Доска объявлений. На неё помещается только текущая важная информация: когда будет собрание, решение собрания, родительская плата и т.д. Сроки обновления: по мере необходимости.
- Режим возрастной группы . Он постоянен, но расписывается на летний и зимний период. Сроки обновления: 2 раза в год. Варианты названия: «Наш день», «С утра до вечера».
- Меню . Обязательно без сокращений, с указанием выхода продукта, понятным почерком или печатным текстом. Меню также можно использовать для индивидуальной работы с родителями, сделав второй карманчик, в который родители, педагоги могут поместить оригинальные рецепты своих «фирменных блюд». Внутри группы можно оригинально обозначить блюда меню (например, завтрак - любимая каша Маши и Артёма Ш. «Манная»). Сроки обновления : ежедневно. Варианты названия: «Вести из столовой», «Смак», «За обе щечки».
- Тема недели. Сетка НОД представлена в соответствии с расписанием НОД, утвержденная заведующей детского сада. Интереснее преподносить информацию о планируемых на неделю занятиях. Раздел может содержать материалы о минувшем дне: тема, которую анализировали на занятии (например: «Сегодня Серёжа спросил: почему сахар сладкий» и краткое изложение материала занятия); текст песенки, выученной на Музыке; название прослушанного музыкального произведения или прочитанной детям книги с вопросами по содержанию. Сроки обновления: 1 раз в неделю. Варианты названия: «День за днем», «Вести в занятий», «На этой неделе ожидается», «Вот как мы живем», «С понедельника до пятницы», «Чем мы занимались», «Наши дела».
- Советы специалиста (воспитателя, дефектолога, логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре). В начале каждого учебного года обязательна информация о возрастных особенностях детей вашей группы (возможно размещение на планшете). Сроки обновления: 1 раз в месяц. Варианты названия: «Заботливым родителям», «Взрослым о детях», «Секреты воспитания»
- Медицинский уголок. Сроки обновления: 1 раз в месяц. Варианты названия: «Чтобы дети не болели», «Нехворайка», «Советы Айболита»
- Информация о персонале группы. Можно представить в виде фотоуголка или в виде солнышка, цветочной полянки, в виде искр салюта. Обязательно указать имя, отчество, фамилию тех педагогов, специалистов, медиков, которые работают с детьми этой группы + график работы и время, когда они могут побеседовать с родителем о ребенке. Сроки обновления : 1 раз в год и по мере необходимости. Варианты названия: «С вашими детьми работают».
- Уголок благодарности родителям. Благодарность тем родителям , которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек; кто активно участвует в выставках и конкурсах. Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения. Сроки обновления: по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Варианты названия: «Картотека добрых дел», «Отзывчивые сердца», «Спасибо вам», «От всей души», «Благодарим».
- Уголок поощрения детей. Сроки обновления: 1 раз в неделю. Варианты названия: «Похвалюшки», «Наши звезды», «Наши успехи».
- Уголок творчества детей. Выставки, вернисажи детских рисунков и поделок по аппликации, лепке. Их цель - демонстрировать родителям важность разделов программы и успехи их детей по освоению этой программы + возможность увидеть деятельность педагога. Сроки обновления: после каждого занятия. Варианты названия: «Наше творчество», «Вернисаж».
- Домашние задания. Сроки обновления: 1 раз в неделю. Варианты названия: «Учите с нами», «Повторите дома», «В свободную минутку».
Остальной материал педагоги определяют самостоятельно. Он не является обязательным:
Информацию в уголках для родителей необходимо менять регулярно, но для того, чтобы родители заметили это – оставлять на 2 – 3 дня информационные окна пустыми!!!
Рациональный совет: создать резерв для обмена информацией между группами.
Работа с родителями в условиях детского сада чрезвычайно важна для успешной помощи детям. Мудрый педагог всегда использует любую возможность общения с родителями. Он регулярно сообщает им даже о незначительных успехах ребенка, информирует о содержании образовательной деятельности, дает советы и рекомендации по воспитанию. Этим воспитатель помогает родителям научиться быть внимательными к развитию своего ребенка, дает возможность понять важность работы детского сада в воспитании и образовании детей и раскрывает ценность своей собственной работы.
Разделы: Работа с родителями
Семья во все времена является основным институтом, ответственным за развитие и воспитание ребенка. “Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка” (п.1 ст. 44 Закона “Об Образовании в РФ”). Наиболее значимым документом, ориентирующим на партнерство семьи и ДОО является ФГОС ДО (Стандарт). Одно из важных положений Стандарта – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение семей в образовательную деятельность, - требует пересмотра вопроса организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.
Основные задачи организации взаимодействия с семьями воспитанников – психолого – педагогическое просвещение родителей, информирование о деятельности ДОО. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но в силу разных обстоятельств, в разной степени нуждается в квалифицированной педагогической помощи. Задача педагога – привлечь родителей к сотрудничеству и подвести к знанию и пониманию педагогических принципов.
Одной из наиболее эффективных форм является наглядная информация, позволяющая педагогу без непосредственного контакта с родителями организовать информирование и педагогическое просвещение. Соблюдая современные требования к оформлению информационных стендов для родителей (единый стиль, красочность оформления, актуальность, динамичность, “читаемость” содержания материала), я увлеклась оформлением в группе и приемной стендов, ширм с использованием картинок, фонов и шаблонов, скаченных в Интернете. Приложение 1.
Работа интересная и кропотливая. Но как показывает практика, информацией на стендах интересуются только 45% родителей. Большинство современных мам и пап, в силу своей занятости, даже не читают информацию на стендах, а если читают, то бегло, невнимательно. В такой ситуации трудно говорить об их педагогическом просвещении. Возникла необходимость поиска других эффективных форм наглядного информирования.
Буклет – простая и доступная форма взаимодействия с семьями воспитанников. Его можно взять с собой и в свободное время ознакомиться с содержанием. Материал в нем излагается кратко, доступно, только самое главное. Создавая информационные буклеты, следует руководствоваться следующими требованиями:
- Актуальность, новизна информации.
- Оригинальность подачи темы.
- Единство стиля (рамка, шрифт, картинки, цветовая гамма).
- Ссылка на издание, включая авторство и год публикации.
- Не стоит злоупотреблять декоративными элементами и картинками.
- Правила и советы оформляются в виде разделов, тезисов.
Буклеты могут быть подготовлены к родительскому собранию, к изучению какой-либо темы с рекомендациями для родителей. Они доступны для родителей в приемной. Красочно и необычно оформленное место их “проживания”, безусловно, привлекает внимание мам и пап. Тематика буклетов может быть самой разнообразной. Например: “Секреты воспитания вежливого ребенка”, “Как избавить ребенка от страхов?”, “Развивающие игры из подручных материалов”, “Игрушечное хозяйство 2-3 летних детей”, “Этот сложный возраст. Кризис трех лет”. Приложение 2.
Выпуск групповой газеты – не новая, но очень эффективная форма наглядной пропаганды педагогических знаний, информирования родителей о деятельности детского сада, о жизни детей в группе. Начиная работу над созданием первого выпуска, я сомневалась в её эффективности. Но обратившись к родителям с данной идеей, я нашла единомышленников. Теперь у нас работает целая творческая группа родителей, у каждого свои роли, мы активно включились в сюжетно-ролевую игру “Редакция газеты “Кнопочки”.
Название газеты - “Кнопочки”. Выходит один раз в месяц. Члены редколлегии создали эмблему группы, определились со стилем оформления газеты. Содержание включает постоянные рубрики: “Новостёнок”, “Гуляй да присматривайся”, “В кругу семьи”, “Семейная академия”, “Азбука здоровья”, “Поздравляем”, “Благодарим”, “Спрашивали? Отвечаем”. Приложение 3.
Девиз нашей газеты “Добрые вести в каждый дом!” И нам это удается, ведь свежий выпуск газеты родители получают по электронной почте и сами решают, что с ней делать. Большинство родителей довольны, не смотря на свою занятость, они всегда в курсе событий группы, детского сада, при необходимости могут получить ответ на интересующий вопрос. Подшивка всех выпусков газеты также размещается в приемной и доступна всем желающим.
В чем эффективность такой формы сотрудничества с семьями воспитанников?
- Родители своевременно получают объективную информацию о деятельности ДОО, о жизни детей в группе. Мы не навязываем свое мнение, родители сами решают, что делать с данной информацией.
- Мы не ограничиваем родителей во времени. Выпуск газеты имеется в каждой семье. С содержанием они могут ознакомиться в любое удобное для них время.
- Любой родитель может стать корреспондентом газеты, обсудить на её страницах волнующие проблемы развития, воспитания детей.
- Современных родителей, особенно молодых, (в нашей группе 72% - родители в возрасте до 35 лет) привлекает общение по электронной почте. Для них это просто, привычно, удобно. Мы идем им навстречу.
Безусловно, такие формы оформления наглядной информации для родителей, как буклет и групповая газета, способствуют налаживанию сотрудничества между семьями воспитанников и педагогами ДОО. Родители активно принимают участие в оформлении газеты, нужную и интересующую информацию о деятельности ДОО, о воспитании и развитии детей имеют всегда под рукой. При таком сотрудничестве обе стороны настроены на положительное и результативное взаимодействие, исключаются конфликтные ситуации, недопонимание и недоверие.
Литература.
- Метенова Н.М. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. – Ярославль, ООО “ИПК “Индиго”, 2011.
- Левшина. Сотрудничество с семьей в создании предметно-развивающей среды для детей раннего возраста// Дошкольная педагогика. - 2013 - №2.
- Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. - М.: ТЦ Сфера, 2011.