Бортовые информационные системы летательных аппаратов. Авиационные приборы, информационно-измерительные системы и комплексы, авиационное приборное оборудование Авиационные приборы и информационно измерительные системы

ГОСТ Р 55867-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

Основные положения

Air transport. Metrological support on air transport. General principles

ОКС 03.220.50

Дата введения 2015-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ФГУП ГосНИИ ГА)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1939-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

1 Область применения

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные положения и правила метрологического обеспечения на воздушном транспорте.

1.2 При использовании настоящего стандарта в авиационных организациях учитывают также дополнительные требования, которые изложены в нормативных правовых актах в области гражданской авиации и рекомендациях по межгосударственной стандартизации в области обеспечения единства измерений, не являющихся межгосударственными стандартами.

1.3 Положения и правила настоящего стандарта распространяются на авиационные организации воздушного транспорта. Стандарт может применяться в отношении метрологического обеспечения авиационной деятельности государственной авиации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.000-2000 Государственная система обеспечения единства измерений. Основные положения

ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ГОСТ Р 8.654-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения

ГОСТ ISO 9001-2011 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ 2.610-2006 Единая система конструкторской документации. Правила выполнения эксплуатационных документов

ГОСТ 8.009-84 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормируемые метрологические характеристики средств измерений

ГОСТ 8.315-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения

ГОСТ 8.532-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава веществ и материалов. Межлабораторная метрологическая аттестация. Содержание и порядок проведения работ

ГОСТ 8.395-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Нормальные условия измерений при поверке. Общие требования

ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин

ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применяются термины по ГОСТ Р 8.000 , ГОСТ Р 8.563 , ГОСТ Р 8.568 , ГОСТ Р 8.654 , ГОСТ 8.315 , а также по , , , в том числе следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 авиационная деятельность: организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач.

авиационная инфраструктура: Аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника.

[Федеральный закон от 08.01.1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" , статья 1]

3.1.6 метрологический риск: Мера опасности и последствий наступления неблагоприятных событий, обусловленных применением недостоверных методов, средств и способов достижения требуемой точности измерений.

3.1.7 специальное средство измерений: Средство измерений, контроля и диагностирования, разработанное для конкретного изделия авиационной техники и применяемое при его испытаниях, техническом обслуживании и (или) ремонте, а также для обеспечения авиационной деятельности и деятельности авиационной инфраструктуры и не подлежащее применению в сфере распространения государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Примечания

1 К специальным средствам измерений следует также относить: средства измерений, внесенные в Государственный реестр средств измерений и применяемые на воздушном транспорте в условиях, отличных от нормированных в эксплуатационной документации, а также нестандартизованные средства измерений , *.
________________

2 Средства измерений, ввозимые на территорию Российской федерации в целях их применения для технического обслуживания и (или) ремонта авиационной техники и (или) обеспечения авиационной деятельности или деятельности авиационной инфраструктуры, также могут быть отнесены к специальным средствам измерений.

3.1.8 средство обеспечения деятельности: Техническое средство (изделие), предназначенное для выполнения определенной функции авиационной инфраструктуры.

Пример - Средство радиотехнического обеспечения полетов, авиационной электросвязи объектов единой системы организации воздушного движения.

3.2 В настоящем стандарте применяются следующие сокращения:

Аппаратно-программный комплекс;

Авиационная техника;

Воздушный транспорт;

Гражданская авиация;

Головная организация метрологической службы;

Государственная система обеспечения единства измерений;

Государственный стандартный образец;

Информационно-измерительная система;

- (ICAO, International Civil Aviation Organization, англ.) - Международная организация гражданской авиации;

Метрологическое обеспечение;

Метрологическая служба;

Межгосударственный стандартный образец;

Неразрушающий контроль;

Объект (объекты) гражданской авиации;

Программное обеспечение;

Российская система калибровки;

Росстандарт

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

Ространснадзор

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

Российская Федерация;

Средство измерений;

Стандартный образец;

Специальное средство измерений;

Отраслевой стандартный образец;

Стандартный образец предприятия;

Техническое обслуживание и ремонт;

Техническое задание;

Технические условия.

4 Общие положения

4.1 Метрологическое обеспечение на ВТ должно осуществляться в целях обеспечения единства и требуемой точности измерений при производстве авиационной деятельности, поддержании летной годности воздушных судов и обеспечении приемлемого уровня безопасности полетов.

4.2 Объектами метрологического обеспечения являются:

- технологические процессы, применяемые при производстве авиационной деятельности (в том числе ТОиР АТ) и для обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры;

- ИИС, СИ (в том числе ССИ), СО, испытательное оборудование, а также ПО средств измерений и информационно-измерительных систем.

4.3 Метрологическое обеспечение на ВТ должно осуществляться в соответствии с , ГОСТ ISO 9001 , требованиями нормативных документов ГСИ, требованиями стандарта ИКАО * для гармонизации в части, касающейся процедур метрологического обеспечения на ВТ: калибровки, обслуживания и ремонта измерительного оборудования, а также распорядительных и нормативных документов федерального органа исполнительной власти в области ГА *, *.
________________


Метрологическое обеспечение на ВТ направлено на решение следующих задач:

- обеспечение единства и требуемой точности измерений при производстве авиационной деятельности (в том числе при ТОиР АТ), а также деятельности авиационной инфраструктуры;

- соблюдение метрологических правил и норм, установленных в нормативных документах ГСИ;

- определение оптимальной номенклатуры СИ, ССИ, применяемых при контроле параметров АТ и для обеспечения авиационной деятельности и деятельности авиационной инфраструктуры;

- аттестация методик (методов) измерений и контроль за их применением;

- контроль за состоянием и применением СИ, их поверка и (или) калибровка;

- метрологическая аттестация ССИ или их сертификация в качестве ОГА;

- аттестация СО;

- сертификация ИИС; испытательного оборудования; ПО, применяемого при измерении параметров и для расчета погрешности СИ и ИИС как объектов ГА;

- сертификация с учетом требований к ОГА: лабораторий (подразделений), изготовляющих СО для НК и средств диагностирования АТ; лабораторий (подразделений), осуществляющих анализ состава рабочих масел авиационных двигателей; лабораторий (подразделений) диагностики и НК АТ.

4.4 Решение задач по МО авиационной организации на ВТ должно осуществляться МС (при ее наличии) или ответственным за МО.

4.5 Ответственность за МО несет руководитель авиационной организации, а за организацию и выполнение задач по МО - руководитель МС (ответственный за МО).

5 Основные требования к метрологическому обеспечению на воздушном транспорте

5.1 Метрологическое обеспечение на ВТ должно быть предусмотрено на этапах: разработки, изготовления, испытаний и эксплуатации АТ и средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры.

5.1.1 Метрологическое обеспечение на ВТ должно предусматривать следующие виды деятельности:

а) установление номенклатуры контролируемых параметров на этапе разработки, испытаний новой АТ и средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры;

б) разработку требований к метрологическим характеристикам; проведение испытаний ССИ, испытательного оборудования и средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры;

в) метрологическую экспертизу конструкторской и технологической документации, в том числе на новую АТ в процессе проведения ее сертификационных испытаний;

г) разработку и аттестацию методик (методов) измерений;

д) разработку, аттестацию, тестирование и сертификацию ПО;

е) поверку (калибровку) СИ, калибровку ССИ, метрологическую аттестацию СО и испытательного оборудования;

ж) метрологический контроль и надзор.

Примечание - На этапах разработки, создания и испытаний АТ и средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры решение вопросов МО возлагается на авиационные и другие организации (предприятия), изготовляющие (поставляющие) изделия (оборудование) для авиационных организаций (авиационной инфраструктуры).

Научно-исследовательские институты ГА по направлениям деятельности принимают участие в решении вопросов МО в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами.

5.1.2 Для выработки и проведения единой политики и координации работ в области обеспечения единства и требуемой точности измерений на ВТ федеральный орган исполнительной власти в области ГА в пределах его компетенции назначает головные (базовые) организации МС в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами.

Головная (базовая) организация МС может быть аккредитована на компетентность в осуществлении своей деятельности в соответствии с порядком, установленным правилами .

5.1.3 Положение о головной (базовой) организации МС может быть согласовано с Росстандартом, а МС авиационных организаций - с государственными региональными центрами метрологии.

5.1.4 При эксплуатации АТ и средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры организация работ по МО возлагается на МС (ответственного за МО) авиационной организации. Решение о создании МС принимает руководитель авиационной организации.

5.1.5 Аккредитацию МС авиационных организаций в области поверки средств измерений осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) в соответствии с .

5.1.6 Оценка компетентности и предоставление полномочий МС в части выполнения калибровки ССИ с учетом положений РСК, ГОСТ ИСО/МЭК 17025 , РД 54-3-152.51-97* проводятся уполномоченной экспертной организацией, зарегистрированной в РСК (на ВТ таковой является ФГУП ГосНИИ ГА).
________________
* Документ не приводится. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке

Полномочия МС в области калибровки ССИ могут также предоставляться Органом по сертификации ОГА (ФГУП ГосНИИ ГА), зарегистрированным Росстандартом.

6 Основные требования к метрологическому обеспечению технического обслуживания и ремонта авиационной техники и средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры

6.1 Номенклатура параметров, контролируемых при ТОиР АТ, устанавливается: на этапах сертификации образца АТ в соответствии с положениями *. Требования к МО средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры должны соответствовать , *, , *, и находиться в пределах значений, установленных в эксплуатационной документации.
________________
* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

Номенклатура параметров АТ зарубежного производства и средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры, контролируемых при ТОиР, устанавливается в объеме и в соответствии с технической документацией (руководство по технической эксплуатации, руководство по поддержанию, наставления и другие документы), поставляемой вместе с АТ и средствами обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры.

6.2 Авиационные организации должны применять СИ, внесенные в Государственный реестр средств измерений; СО, утвержденного типа; ССИ и испытательное оборудование, внесенные в перечень ССИ, подлежащих калибровке и допущенных к применению на ВТ, поддерживать применяемые в процессе эксплуатации СИ, ССИ, СО и испытательное оборудование в исправном состоянии и обеспечивать их своевременное метрологическое обслуживание (поверку, калибровку или аттестацию) , .

6.3 СИ, ССИ, применяемые при ТОиР АТ и обслуживании средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры, подлежат поверке или калибровке в МС, которым предоставлены полномочия в соответствии с 5.1.5-5.1.6.

Поверке подлежат СИ, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

СИ, ввезенные на территорию РФ в единичном экземпляре или поставляемые в комплекте с зарубежной АТ или средствами обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры и не относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, представляются на утверждение типа в порядке, установленном , . Порядок периодического МО СИ, ввезенных на территорию РФ, определяется на этапе проведения испытаний в целях утверждения типа.

Решение о первичном метрологическом обслуживании (испытания или метрологическая аттестация) принимает ГОМС ГА .

6.4 МС осуществляют поверку (калибровку) СИ, а также калибровку ССИ в соответствии с областью предоставления полномочий.

6.5 Поверка (калибровка) СИ, калибровка ССИ должны проводиться по методикам, входящим в состав эксплуатационных документов по ГОСТ 2.610 или изложенным в отдельных документах. При отсутствии эксплуатационной документации СИ (ССИ) к эксплуатации не допускаются.

6.5.1 Методики поверки (калибровки) разрабатываются с учетом и *. Условия измерений при поверке (калибровке) СИ (ССИ) должны соответствовать ГОСТ 8.395 .
________________
* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

6.5.2 Интервалы между поверкой (калибровкой) СИ (ССИ) устанавливаются МС авиационной организации с учетом .

6.6 СО, применяемые при контроле параметров АТ, должны соответствовать ГОСТ 8.315 и *. Метрологические характеристики СО могут быть определены в процессе испытаний в соответствии с или быть определены в процессе метрологической аттестации (способом межлабораторной аттестации по ГОСТ 8.532 , расчетно-экспериментальной процедурой или другими способами). Документация на СО должна быть оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ 8.315 и .
________________
* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

6.7 МС должны располагать необходимыми ресурсами, а калибровочные лаборатории - технической компетентностью, отвечающей требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 .

6.8 МС могут привлекаться к выполнению высокоточных измерений, участию в испытаниях (сертификации) выпускаемой продукции.

6.9 Измерение единиц величин, контролируемых при производстве авиационной деятельности, осуществляется СИ (ССИ), а поверка (калибровка) СИ (ССИ) - рабочими эталонами (средствами калибровки), внесенными в Государственный реестр средств измерений, имеющими действующие свидетельства о поверке (сертификаты о калибровке). Допускается применять ССИ, прошедшие метрологическую аттестацию (ведомственные испытания) согласно .

6.10 Результаты измерений должны быть выражены в единицах величин, допущенных к применению на территории РФ и соответствующих ГОСТ 8.417 .

6.11 Выполнение измерений при ТОиР АТ и ТО средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры проводится по методикам (методам) измерений, отвечающим требованиям ГОСТ Р 8.563 , *, *.
________________
* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

6.12 Испытательное оборудование, применяемое при ТОиР АТ, подлежит аттестации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568 и *, *.
________________
* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание - На технологическое оборудование, применяемое для выполнения операций технологического процесса при ТОиР АТ, требования ГОСТ Р 8.568 не распространяются.

6.13 ПО, применяемое при измерениях и для расчета погрешности СИ, каналов информационно-измерительных систем и испытательного оборудования, подлежит аттестации в соответствии с Р 8.564* и .
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 8.654-2009 . - Примечание изготовителя базы данных.

6.14 Техническая документация, разрабатываемая авиационной организацией, подвергается метрологической экспертизе в соответствии с , *.
________________
* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

7 Основные технические требования по проведению работ в области метрологического обеспечения

7.1 Поверка (калибровка) средств измерений

7.1.1 Нормируемые метрологические характеристики на СИ, подлежащие поверке (калибровке), устанавливаются в нормативных и технических документах на конкретные типы СИ (ТЗ на разработку, ТУ или методики метрологического обслуживания) с учетом требований ГОСТ 8.009 .

7.1.2 Поверка (калибровка) СИ осуществляется в соответствии с графиком с периодичностью, установленной согласно 6.5.2. СИ, предназначенные для наблюдения какой-либо физической величины (без отсчета) и используемые в качестве индикатора, поверке (калибровке) не подлежат.

7.1.3 Ответственные за МО в авиационной организации представляют в МС предложения по включению в график СИ, применяемых при ТОиР АТ, и средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры. График утверждает руководитель авиационной организации.

7.1.4 МС осуществляет поверку (калибровку) СИ в соответствии с обязательными требованиями, установленными в нормативных документах по поверке (калибровке) или в эксплуатационной документации на СИ с применением поверочного (калибровочного) оборудования (рабочие эталоны, вспомогательные СИ).

7.1.5 Поверка (калибровка) СИ осуществляется с учетом и . Допускается поверять (калибровать) СИ не по всей номенклатуре параметров, указанных в нормативной или эксплуатационной документации на СИ. Для изменения объема параметров, подлежащих поверке (калибровке), подразделение авиационной организации, эксплуатирующее СИ, подает в МС заявку с перечнем параметров и их диапазонов, применяемых при ТОиР АТ и обслуживании средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры. Заявка оформляется за подписью руководителя подразделения, эксплуатирующего СИ.

Примечание - Указанное требование может быть обусловлено необходимостью использования в авиационных организациях многофункциональных (широкодиапазонных) СИ, поставляемых в комплекте с авиационным оборудованием.

7.1.6 Результаты поверки СИ удостоверяются оттиском поверительного клейма и (или) свидетельством о поверке в соответствии с . Результаты калибровки СИ удостоверяются калибровочным знаком или сертификатом о калибровке в соответствии с , а также записью в эксплуатационных документах. Протокол поверки (калибровки) СИ оформляется по форме, предусмотренной нормативным документом на поверку (калибровку) *.
________________
* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

МС разрабатывает форму протокола на поверку (калибровку) СИ (при отсутствии ее в нормативном документе), содержащую необходимую информацию о поверяемых (калибруемых) параметрах и применяемых средствах поверки (калибровки).

7.2 Калибровка специальных средств измерений

7.2.1 ССИ, применяемые при ТОиР АТ и обслуживании средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры, подлежат калибровке в обязательном порядке, которая проводится с периодичностью, установленной , , .

7.2.2 МС осуществляет калибровку ССИ в соответствии с методиками, входящими в эксплуатационные документы или изложенными в отдельных документах.

Если ССИ разработано или изготовлено (ввезено на территорию РФ) по заявке авиационной организации (авиационной инфраструктуры), то оно должно быть испытано в установленном порядке. Эксплуатационная документация на ССИ в процессе испытаний должна пройти метрологическую экспертизу согласно , а на ССИ, ввозимые на территорию РФ, поставляться на русском языке.

При отсутствии методики калибровки в составе эксплуатационной документации на единичный экземпляр ССИ, ввозимого на территорию РФ, она может быть разработана в процессе метрологической аттестации МС авиационной организации (авиационной инфраструктуры) совместно с ГОМС ГА по направлению деятельности. При ввозе небольшой партии (не более пяти штук) ССИ методику калибровки разрабатывает организация, уполномоченная проводить испытания или метрологическую аттестацию.

7.2.3 Результаты калибровки ССИ заносятся в протокол, удостоверяются калибровочным знаком (допускаются нанесение наклейки на лицевую панель с информацией о дате калибровки и нанесение личного клейма специалиста, проводившего калибровку) или сертификатом о калибровке. В эксплуатационную документацию (паспорт или формуляр) вносится запись о калибровке. При отрицательных результатах калибровки оформляется извещение о непригодности. Применение ССИ, погрешность которых превышает значения, указанные в эксплуатационной документации, не допускается .

7.3 Испытания стандартных образцов, средств измерений и сертификация специальных средств измерений

7.3.1 Испытания СО или СИ в целях утверждения типа проводят в соответствии с .

СО и СИ, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут представляться на утверждение их типа в добровольном порядке.

7.3.2 СО, применяемые при контроле параметров АТ, по области применения подразделяются:

- на межгосударственные (МСО);

- государственные (ГСО);

- отраслевые (ОСО);

- предприятий (СОП).

Порядок разработки, испытаний и регистрации СО должен соответствовать установленному ГОСТ 8.315 и .

Испытания МСО, ГСО, ОСО и СОП, не предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в целях утверждения типа проводят юридические лица, уполномоченные в установленном порядке в области обеспечения единства измерений на выполнение испытаний СО. По результатам испытаний СО оформляется свидетельство об утверждении типа.

7.3.3 ССИ, предназначенные для применения при производстве авиационной деятельности, должны подвергаться испытаниям с и .

7.3.4 Испытания ССИ, разработанного по инициативе авиационной организации и (или) изготовленного опытными заводами ГА, осуществляется в соответствии с . При необходимости материалы испытаний могут направляться в Росстандарт, который в установленном порядке оформляет свидетельство об утверждении типа ССИ. По получении свидетельства ССИ вносится в перечень ССИ, допущенных к применению на ВТ.

7.3.5 Единичные экземпляры ССИ могут быть сертифицированы Органом по сертификации ОГА - ФГУП ГосНИИ ГА. Сертификация ССИ проводится в объеме, необходимом для подтверждения нормированных в эксплуатационной документации метрологических характеристик.

7.3.6 Сертификация единичных экземпляров ССИ, а также СИ, ввезенных на территорию РФ или СИ, внесенных в Государственный реестр средств измерений и применяемых в условиях, отличных от нормированных в технической документации, проводят специалисты Органа по сертификации ОГА - ФГУП ГосНИИ ГА.

Сертификация единичных экземпляров ССИ (СИ) проводится по программе и в объеме, необходимом для нормирования метрологических характеристик ССИ (СИ) применительно к задачам и условиям эксплуатации при проведении ТОиР АТ и обслуживания средств обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры.

7.3.7 По окончании сертификации Орган по сертификации ОГА оформляет протокол и заключение о МО и возможности применения ССИ при ТОиР АТ или обеспечении деятельности авиационной инфраструктуры. При положительных результатах сертификации Орган по сертификации ОГА оформляет сертификат об утверждении типа ССИ и вносит в перечень ССИ, допущенных к применению на ВТ.

7.4 Аттестация испытательного оборудования

7.4.1 Аттестацию испытательного оборудования, применяемого при ТОиР АТ, проводят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.568 с учетом положений, установленных распорядительными и нормативными документами в области метрологического обеспечения на ВТ , .

7.4.2 Аттестации подлежит испытательное оборудование:

- метрологические характеристики измерительных каналов которого определяются несколькими составляющими;

- при определении метрологических характеристик которого применяются косвенные методы измерений;

- применяемое в условиях, отличных от нормированных в эксплуатационной документации;

- импортное испытательное оборудование.

7.4.3 Не подлежит аттестации испытательное оборудование, оснащенное:

- бортовыми средствами контроля параметров, проходящими техническое обслуживание согласно регламенту технического обслуживания;

- СИ, занесенными в Государственный реестр средств измерений или ССИ, включенными в перечень ССИ, допущенных к применению на ВТ и эксплуатирующихся в условиях, не отличающихся от заданных в эксплуатационной документации.

7.4.4 Аттестацию испытательного оборудования осуществляет МС авиационной организации при наличии технической компетентности и участии специалистов подразделений, эксплуатирующих испытательное оборудование. Аттестация испытательного оборудования проводится под методическим руководством (а при необходимости и при участии специалистов) ГОМС ГА (ФГУП ГосНИИ ГА) , .

7.4.5 Импортное, а также испытательное оборудование, при определении метрологических характеристик которого применяются косвенные методы измерений или метрологические характеристики измерительных каналов которого определяются несколькими составляющими, подлежит первичной аттестации с привлечением ГОМС ГА (ФГУП ГосНИИ ГА) . Первичную аттестацию испытательного оборудования проводят по программе.

Периодическую аттестацию испытательного оборудования по методике аттестации в объеме, необходимом для проверки соответствия метрологических характеристик заданным в эксплуатационной документации или полученным при первичной аттестации, может осуществлять МС авиационной организации при подтверждении технической компетентности.

7.4.6 Результаты первичной (периодической) аттестации вносят в протокол и оформляют аттестат по форме ГОСТ Р 8.568 и . При отрицательных результатах аттестации оформляют извещение о непригодности к применению испытательного оборудования.

7.5 Аттестация методик (методов) измерений

7.5.1 Аттестацию методик (методов) измерений проводят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 8.563 и с учетом положений, установленных нормативными документами в области метрологического обеспечения на ВТ и .

7.5.2 МС осуществляют аттестацию методик (методов) измерений, которые не относятся к сфере распространения государственного регулирования обеспечения единства измерений.

7.5.3 Аттестации подлежат методики (методы) измерений, входящие в состав действующих и разрабатываемых авиационными организациями технических документов, содержащих косвенные и многократные измерения. Методики (методы) измерений могут излагаться в отдельных документах.

7.5.4 Аттестация методик (методов) измерений проводится по программе, разработанной МС авиационной организации.

Для методики (метода) измерений, которая может использоваться несколькими авиационными организациями, программа аттестации подлежит согласованию с научно-исследовательским институтом ГА по направлению деятельности.

7.5.5 Если при реализации методики (метода) измерений используется ПО, которое может оказать влияние на погрешность результатов измерений, то при его аттестации следует руководствоваться положениями и .

7.5.6 Аттестация методик (методов) измерений может проводиться путем теоретических или экспериментальных исследований. По результатам исследований оформляется заключение о соответствии фактических значений метрологических характеристик, полученных при проведении аттестации методики (метода) измерений, предельно допускаемым значениям. При положительных результатах аттестации МС оформляет свидетельство об аттестации методики (метода) измерений. Свидетельство об аттестации должно содержать информацию, соответствующую требованиям ГОСТ Р 8.563 и .

Аттестованную методику (метод) измерений регистрируют в реестре предприятия (отрасли).

7.6 Аттестация программного обеспечения

7.6.1 Аттестацию ПО осуществляют:

- Орган по сертификации ОГА;

- испытательные центры (лаборатории), зарегистрированные Росстандартом в системе сертификации ПО и АПК и уполномоченные на проведение данного вида работ. Одна из таких лабораторий функционирует на базе метрологической службы ФГУП ГосНИИ ГА.

7.6.2 ПО, предназначенное для расчета погрешности СИ (ССИ) и ИИС, используемое при контроле параметров в процессе производства авиационной деятельности (в том числе ТОиР АТ) или обеспечения деятельности авиационной инфраструктуры, должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 8.654 .

7.6.3 Исследования (тестирование) ПО проводят в соответствии с . В случае необходимости применения специальных методов организация, проводящая аттестацию, разрабатывает методику аттестации.

7.6.4 По результатам аттестации ПО оформляют протокол, свидетельство и акт, а на его основании - сертификат соответствия, который регистрируют в Реестре Систем сертификации: ОГА или ПО и АПК.

7.7 Метрологический контроль и надзор

7.7.1 Метрологический контроль и надзор за деятельностью аккредитованных МС авиационных организаций и авиационных инфраструктур в области обеспечения единства и требуемой точности измерений осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

7.7.2 Контроль за состоянием МО на ВТ осуществляют территориальные управления Ространснадзора, а контроль за деятельностью МС, которым предоставлены полномочия на выполнение калибровки ССИ, осуществляет Уполномоченная экспертная организация или Орган по сертификации ОГА в соответствии с порядком, установленным нормативным документом ГА *.
________________
* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

Библиография

Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения

РД 54-005-027-89**

Отраслевая система обеспечения единства измерений. Нестандартизованные средства измерений. Порядок разработки, изготовления, испытаний и аттестации

Doc 9760 AN/967**

Руководство по летной годности. Том 1. Организация и процедуры. Добавление B к Главе 7. Содержание Руководства по процедурам организации по ТОиР. Издание первое. 2001

Приказ от 27.11.95 N ДВ-126/113** Департамента воздушного транспорта и Комиссии по регулированию воздушного движения Министерства транспорта Российской Федерации "О введении в действие Положения о метрологической службе гражданской авиации"

РД 54-3-152.53-95**

Отраслевая система обеспечения единства измерений. Положение о метрологической службе гражданской авиации

Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок аккредитации головных и базовых организаций метрологической службы государственных органов управления Российской Федерации и объединений юридических лиц

РД 54-3-152.51-97**

Отраслевая система обеспечения единства измерений. Порядок аккредитации метрологических служб предприятий гражданской авиации на право калибровки специальных средств измерений

Процедуры сертификации авиационной техники. Том 1. Разделы A, B, C, D, E. Правила сертификации авиационной техники. Введены в действие приказом Министерства транспорта России от 05.07.94 N 49

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют Авиационные правила. Часть 21 "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей" , утвержденные приказом Минтранса России от 19 декабря 2013 года N 474 . - Примечание изготовителя базы данных.)

Федеральные авиационные правила**

Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь. Сертификационные требования. Утверждены Приказом ФСВТ России от 11.08.2000 N 248

Сертификация аэродромов. Введены в действие приказом Минтранса России от 05.07.94 N 48

Сертификация оборудования аэродромов и воздушных трасс

Государственная система обеспечения единства измерений. Составление перечней измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, с указанием обязательных требований к ним

Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа

Государственная система обеспечения единства измерений. Документы на методики поверки средств измерений. Основные положения

Российская система калибровки. Основные требования к методикам калибровки, применяемым в Российской системе калибровки

Государственная система обеспечения единства измерений. Методы определения межповерочных и межкалибровочных интервалов средств измерений

ОСТ 54-3-155.83-2002**

Отраслевая система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы. Основные положения

Указание от 03.11.97 N 6.1-107** Федеральной авиационной службы России "О внедрении в гражданской авиации Российской Федерации ГОСТ Р 8.563-96"

ОСТ 54-3-154.82-2002**

Отраслевая система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений. Порядок проведения аттестации

Распоряжение от 13.11.2000 N 71-р** Министерства транспорта Российской Федерации "О внедрении в организации гражданской авиации государственного стандарта Российской Федерации "Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения"

ОСТ 54-3-1572.80-2001**

Отраслевая система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Порядок проведения

Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация алгоритмов и программ обработки данных при измерениях. Основные положения

Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации

ОСТ 54-3-156.66-94**

Отраслевая система обеспечения единства измерений. Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации

Государственная система обеспечения единства измерений. Порядок проведения поверки средств измерений

Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к выполнению калибровочных работ

ОСТ 54-3-152.74-2000**

ОСОЕИ. Требования, гарантирующие качество метрологических работ при калибровке специальных средств измерений. Общие положения

Государственная система обеспечения единства измерений. Типовая методика аттестации программного обеспечения средств измерений

РД 54-3-152.52-95**

Отраслевая система обеспечения единства измерений. Порядок осуществления ведомственного надзора за состоянием метрологического обеспечения в гражданской авиации

________________
* Документы, отмеченные знаком "**", не приводятся. За дополнительной информацией обратитесь по ссылке . - Примечание изготовителя базы данных.



УДК 629:735.083:006.354 ОКС 03.220.50

Ключевые слова: воздушный транспорт, метрологическое обеспечение
__________________________________________________________________________________

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2014


По завершению изучения теоретического материала и выполнения лабораторных и практических работ курсанты должны знать: роль авиационных приборов и информационно – измерительных систем в обеспечении безопасности полетов; требования международной организации гражданской авиацииИКАО к бортовой авионике гражданских воздушных судов; основы теории, принципы действия, конструктивные особенности и основные эксплуатационные характеристики авиационных приборов и информационно – измерительных систем; принципы расчета и конструирования авиационных приборов и информационно – измерительных систем; цели и способы комплексной обработки навигационной информации.


По завершению изучения теоретического материала и выполнения лабораторных и практических работ курсанты должны уметь: анализировать работу авиационных приборов и информационно – измерительных систем; использовать контрольно-поверочную аппаратуру и измерительные приборы при исследовании авиационных приборов и информационно – измерительных систем воздушного судна. анализировать причины отказов и неисправностей авиационных приборов и информационно – измерительных систем.


По завершению изучения теоретического материала и выполнения лабораторных и практических работ курсанты должны быть осведомлены: в основных направлениях развития авиационных приборов и информационно – измерительные систем; в особенностях летной эксплуатации авиационных приборов и информационно – измерительные систем.




Литература основная: Д.А.Браславский. «Авиационные приборы и автоматы»- М.: «Машиностроение» О.И.Михайлов, И.М.Козлов, Ф.С.Гергель Авиационные приборы. М.: «Машиностроение» В.Г.Воробьев, В.В.Глухов, А.Л.Грохольский и др. Под ред. В.Г.Воробьева «Авиационные приборы и измерительные системы» - М.: «Транспорт»


Литература дополнительная: В.И.Купреев. «Бортовые вычислительные устройства» -М.: Транспорт Под ред. П.А.Иванова. «Аппаратура измерения курса и вертикали на воздушных судах гражданской авиации» -М.: «Машиностроение» В.Ю.Алтухов, В.В.Стадник. «Гироскопические приборы, автоматические бортовые системы управления самолетов и их техническая эксплуатация»-М.: «Машиностроение» Н.М. Богданченко. «Курсовые системы и навигационные вычислители самолетов гражданской авиации»-М.: «Транспорт»




Учебные вопросы Предмет, цель, основные задачи дисциплины и ее структура Назначение, состав авиационных приборов и информационно- измерительных систем (АП и ИИС) воздушных судов (ВС) Классификация погрешностей АП и ИИС ВС Условия эксплуатации АП и ИИС ВС










По способу управления приборы разделяют на недистанционные дистанционные. Для дистанционного прибора характерно наличие линии связи, соединяющей разнесенные на некоторое расстояние датчик и индикатор. Линия связи может быть механической, гидравлической, электрической, пневматической и т.п.




Приборы с непосредственной выдачей информации подразделяют: на приборы с индикацией информации в виде цифровых или аналоговых данных; на приборы с выдачей изображения в виде силуэта самолета, экрана с картой обстановки и т.п.; на приборы, выдающие информацию в виде световых табло с надписями; на приборы, выдающие информацию в виде звукового сигнала, и др.










Причинами возникновения погрешностей измерений являются: неточность математического описания функциональной зависимости, неполнота ее реализации в измерительном средстве, наличие помех и возмущений, влияющих на значение параметров функции преобразования и т.д.






Методические погрешности определяются недостаточной разработанностью метода измерения или приближенностью реализации функции преобразования в конструкции измерительного средства. Инструментальные погрешности обусловливаются неточностью изготовления элементов измерительного средства, изменением их параметров под воздействием внешней среды, несовершенством материалов, из которых они изготавливаются, и т.д.








Абсолютные погрешности Абсолютные погрешности ИУ выражаются в единицах измеряемой величины х или в единицах выходного сигнала у. Абсолютная погрешность ИУ в единицах измеряемой величины (приведенная к входу ИУ) равна разности между его показанием х и действительным значением измеряемой величины хо: х = х – х о. Абсолютная погрешность ИУ в единицах выходного сигнала (приведенная к выходу ИУ) у = у – уо, где у – фактический выходной сигнал; уо – идеальный выходной сигнал (значение выходного сигнала, отвечающее действительному значению измеряемой величины в соответствии с заданной характеристикой). ИУ – измерительное устройство, под которым понимается прибор или датчик


Рассматривая малое приращение сигнала у как дифференциал функции у = ƒ(х), можно получить приближенную связь между погрешностями х и у: у = ·х = S·х где S – чувствительность ИУ. Эта связь иллюстрируется графиком (рис.), на котором сплошной линией изображена заданная (идеальная) характеристика ИУ, а пунктирной линией, соединяющей ряд экспериментально снятых точек, фактическая (реальная) характеристика Действительному значению измеряемой величины х 0 на идеальной характеристике отвечает точка А (хо, уо), а на реальной характеристике – точка В (хо, у). Отрезок АВ = у – уо =у выражает абсолютную погрешность ИУ в единицах у. Если точку В спроектировать параллельно оси х на идеальную характеристику, то получим точку С (х, у). Отрезок СВ = х – хо =х выражает абсолютную погрешность в единицах х. Из треугольника АВС следует связь между х и у у / х = ту ms tgӨ = S, где ms и ту – масштабы графика по осям х и у; Ө – угол ВСА. Рис. К определению абсолютной погрешности


Относительная погрешность Относительная погрешность ИУ равна отношению абсолютной погрешности х или у к текущему значению соответствующей величины х или у: η х = х / х; η y = у / у Если характеристика прибора линейная и проходит через начало координат (у = Sх), то η = х / х = у / у


Приведенная относительная погрешность Приведенная относительная погрешность ИУ равна отношению абсолютной погрешности х или у к соответствующей абсолютной величине диапазона измерения х Д или у Д: ζx = х / х Д; ζy = у / у Д Если характеристика ИУ линейная (у = А + Sх), то ζ = х / х Д = у / у Д.



Авиационные приборы и измерительные системы в процессе летной эксплуатации подвергаются внешним воздействиям: изменению температуры и давления окружающей среды, механическим ударам, линейным ускорениям, вибрации, пыли, влажности и т.п. Требования к самолетному оборудованию, условия его эксплуатации и испытаний устанавливаются Нормами летной годности гражданских самолетов (НЛГС-3).


Авиационное оборудование в зависимости от размещения на самолете подразделяется на оборудование, расположенное: в отсеках с регулируемой температурой; в отсеках с нерегулируемой температурой и в зонах, контактирующих с внешним потоком воздуха; в двигательных отсеках.



На своей основной работе занимаюсь разработкой бортовых информационных систем для летательных аппаратов. Тема очень интересная, но слишком обширная для одного топика. Так что я начну с самых основ и первую свою статью на хабре посвящу общему описанию бортовой аппаратуры воздушного транспорта.

Системы сбора данных

  • система измерения параметров двигателей;
  • барометрические и радиолокационные высотомеры;
  • измерители воздушной скорости;
  • датчики температуры и давления;
  • инерциальная навигационная система;
  • и т.п.
В задачи систем сбора данных (ССД) входит измерение различных сигналов и физических величин, характеризующих состояние летательного аппарата (ЛА). Как правило такая система состоит из одного или нескольких датчиков подключенных к вычислительным блокам. Каждый вычислительный блок представляет из себя небольшую маломощную ЭВМ, в которой данные от датчиков фильтруются, обрабатываются и преобразуются к стандартизованному коду (например, ГОСТ 18977-79).

Системы отображения информации

  • комплексный пилотажный индикатор;
  • комплексный индикатор навигационной информации;
  • пульт управления;
  • индикатор на лобовом стекле;
  • нашлемная система индикации;
  • и т.п.
Системы отображения информации (СОИ) выдают членам экипажа пилотажную и навигационную информацию, данные от радионавигационных систем, систем автоматического пилотирования и т.п. Также они обеспечивают двусторонний обмен данными между бортовыми информационными системами ЛА и членами экипажа.
В современных летательных аппаратах устанавливаются индикаторы на основе цветных жидкокристаллических матриц, специальным образом доработанных для возможности применения в жестких климатических условиях и при прямой солнечной засветке. В состав индикаторов также входят процессорный модуль, графический контроллер и разнообразные интерфейсы связи - по сути это полноценный компьютер с собственным дисплеем, а часто и клавиатурой в виде кнопочного обрамления.
Пульт управления отличается от индикатора расширенной клавиатурой и довольно скромным дисплеем.
Индикатор на лобовом стекле и нашлемная система индикации являются первыми в истории системами дополненной реальности. Их функции схожи с жидкокристаллическими индикаторами, отличается лишь сам принцип отображения - картинка рисуется на почти прозрачных экранах проекционным методом.

Системы радионавигации

Неавтономные системы радионавигации
  • радиотехническая система ближней навигации;
  • система посадки;
  • спутниковая навигационная система;
  • система предупрежения столкновений;
  • и т.п.
Основными функциями неавтономных радионавигационных систем является вождение летательных аппаратов по курсу, привод на аэродром, помошь при заходе на посадку. Такие системы состоят из двух частей: системы радиомаяков на земле (также на борту других ЛА или КА) и приёмников на борту ЛА, который по параметрам принятого от радиомаяка сигнала, определяет направление на данный радиомаяк. Радиомаяки ведут вещание на немного разных частотах в пределах четко фиксированных диапазонов, что даёт возможность настроиться на конкретный радиомаяк.
Автономные системы радионавигации
  • автоматический радиокомпас;
  • радиовысотомер;
  • доплеровский измеритель скорости и угла сноса;
  • метеонавигационная РЛС;
  • и т.п.
Автономные системы радионавигации, в отличае от неавтономных не требуют для своей работы внешних источников сигнала. Передатчики и приёмники таких систем находятся на одном и том же ЛА. Их задача - определение характеристик полёта воздушного судна радиолокационным методом.

Системы радиосвязи

  • система дальней радиосвязи;
  • система ближней радиосвязи;
  • система внутренней связи между членами экипажа;
  • радиолокационный ответчик системы управления воздушным движением;
  • система спутниковой связи;
  • система аварийной связи.
Для связи в пределах прямой видимости применяется СВЧ-радиостанции. Для дальней связи (от 300 до 3000 км) применяется ВЧ-радиостанция, также в ВЧ диапазоне работает и система аварийной связи. Общение между членами экипажа ЛА осуществляется по проводной связи.
Радиолокационный ответчик УВД предназначен для передачи информации о местоположении ЛА службам управления воздушным движением. Он состоит из двух приёмопередатчиков работающих на верхние и нижние килевые антенны. При приёме запроса от наземных служб, ответчик формирует и отправляет информационное слово состоящее из текущих координат ЛА, высоте полета, скорости, а в отечественных системах ещё и об остатке топлива на борту ЛА.

Системы автоматического пилотирования

  • автоматическая система повышения устойчивости и управляемости;
  • вычислительная система управления полётом;
  • вычислительная система управления тягой;
  • вычислительная система самолетовождения.
Системы автоматического пилотирования предназначены для повышения безопасности полета ЛА. Данные системы уменьшают колебания ЛА по всем осям, автоматически балансируют ЛА, согласовывают отклонение управляющих плоскостей, снижают влияние турбулентности, а также снижает нагрузку на рычагах управления. Также в задачи данных систем входит авоматический полёт ЛА по маршруту, автоматическая посадка, а в режиме ручного полёта - прокладывание оптимального маршрута движения ЛА.

В зависимости от типа ЛА, на нём может присутствовать специфическое для него оборудование. Например на гражданских пассажирских ЛА имеется система громкой связи и развлекательная мультимедийная система. На военных ЛА можно обнаружить систему управления вооружением, прицельные и разведывательные комплексы, радиолокационные станции, специфические пилотажно-навигационные системы.

Надеюсь тема окажется интересна хабрасообществу. В дальнейшем планирую написать подробнее по каждой из систем, в особенности по системам отображения, а также описать основные тенденции в развитии отечественной и зарубежной авионики.

Литература

1. «Радиотехнические системы» Казаринов Ю.М., Москва, 1990
2. «Авиационные приборы и системы» Клюев Г.И., Ульяновск, УлГТУ, 2000
3. «Справочник пилота и штурмана гражданской авиации» Васин И.Ф., Москва, 1990

UPD: Вставил красивую картинку (найдена на просторах интернета)
UPD2: Добавил метеолокатор (спасибо