Сам себе мастер: чиним вентилятор блока питания компьютера. Восстановление работоспособности компьютерных вентиляторов

Решил для охлаждения некоторых деталей использовать высокоскоростной кулер от ноутбука. В магазине аксессуаров компьютера был куплен данный вентилятор, стоил он 8$. Кулер служил верой и правдой более месяца и сломался из-за моей ошибки. Дело в том, что такой кулер может работать в двух режимах, я же подключил скоростной. Видимо они не приспособлены работать часами в этом режиме, скорее всего именно по этой причине кулер откинул копыта.

Ну раз уж случилось, нужно его оперировать! Сначала снимается сам винт, в этом кулере он больше похож на турбину, лопастей как минимум в 2-2,5 раза больше, чем в обычных компьютерных кулерах .

Затем аккуратно нужно отделить статор от пластмассового основания. На самом деле это очень трудно и очень часто основание ломается.

Далее мы можем увидеть сам таходатчик мотора, который собственно и заводит движок. С обратной стороны платы на SMD компонентах собран датчик, который является генератором прямоугольных импульсов, они и питают обмотки статора двигателя.

Сначала внимательно смотрим на плату, если есть обрывы, то припаиваем перемычку и пробуем завести двигатель.

В моем случае ничего не получилось и было решено модернизировать мотор. Заранее с платы выпаиваются все SMD компоненты и перемычки.

Для мода был взят рабочий кулер от компьютерного БП ATX. Он был не совсем рабочий (были сломаны лопасти), но основная плата с драйвером работала. Снимаем винт, затем вынимаем плату.

На плате можно увидеть драйвер — который питает весь двигатель. Выпаиваем из платы статор. Смотрим на подключение обмоток статора — обычно 3 вывода, на один из выводов идут два конца обмоток, на остальные два вывода по одному проводу.

Вывод с двумя концами — подключается к плюсу питания, плюс подают также на первую ногу драйвера. Второй и третий вывод драйвера идут к свободным контактам (тут нет фазировки и полярности).

Наконец, последняя нога драйвера — минус питания.

Разберем 4 основные причины из-за чего не работает вентилятор компьютера. Решение проблемы можно осуществить как с заменой детали так и без замены.

от 120 р. RUB

Каждый из нас может столкнуться с такой проблемой, как отсутствие знакомого жужжания при включении ПК. При этом, система будет загружаться хорошо (по крайней мере, без сбоев), вроде бы все хорошо, а такого привычного нам звука нет.

Если подобные неприятности не обошли вас стороной, значит у вас не работает вентилятор на компьютере и с этим обязательно нужно что-то делать!

Эксплуатация устройства без кулера запрещена, поскольку без охлаждения вы можете столкнуться с серьезными неприятностями.

Большая часть электроники чувствительна к перегреву и если на ПК не работает задний вентилятор, последующий ремонт может обойтись дороже. Что делать в такой ситуации? Об этом сегодня и поговорим.

Почему не работает кулер?

Причин, по которым может не работать вентилятор на компьютере, существует не так и много. Данный элемент ПК является одним из самых простых, но при этом и самых важных во всей системе, ведь именно он ответственен за охлаждение чувствительных деталей электроники. Приведем несколько самых распространенных проблем, которые, чаще всего, являются ответом на вопрос: почему не работает кулер


Итак, мы выяснили основные причины, по которым может отказывать вентилятор. Далее поговорим о том, как же устраняются подобные неисправности.

Не работает вентилятор компьютера: как бороться с проблемой?

Если у вас отказал вентилятор, использовать компьютер ни в коем случае нельзя. Но что же делать? Вообще самостоятельный ремонт не рекомендуется, поскольку еще рабочее устройство можно доломать, что может привести к самым различным последствиям.

Специалисты компании «Эксперт» помогут вам решить любые проблемы с кулером, вне зависимости от модели вашего ПК.

Решения проблемы, как правило, два:

  • Вариант первый: без замены. Вентилятор может быть исправен, но при этом он может выработать смазку, что может существенно ухудшить качество его работы вплоть до выхода из строя. В таких случаях осуществляется демонтаж вентилятора, его полная разборка, нанесение новой смазки, повторный монтажи подключение с тестированием работы.
  • Вариант второй: замена детали. Ремонт вентиляторов, как правило, невозможен. Да и нецелесообразен. Стоимость комплектующих копеечная, а работы может быть очень много. В рамках данных работ проводится полный демонтаж старого кулера, установка нового (вы можете купить его сами, либо же мастер принесет его с собой), подключение и проверка работоспособности замененной детали

В последнее время я достаточно часто попадал в непростые, но схожие ситуации. Схожесть их заключалась в том, что в поле моего зрения постоянно стали попадаться бывшие в употреблении вещи, частично работающие, частично неисправные. Для того чтобы что-то посредством их преобразования и усовершенствования «создать», конечно же, перво-наперво необходимо привести их в надлежащий вид, так как обычно пыли-грязи много, ну, а как же без этого! Вот и приходиться брать кисточку, щетку и вперед: с помощью одеколончика протирать всевозможные труднодоступные детальки и механизмы. Но все бы ничего, да только так просто на свете белом не бывает. Особенно продолжительно приходиться возиться с кулерами . Если бы не эти кулеры ! Ни подлезть, ни продуть как следует с чувством, с толком, с расстановкой, так сказать, ведь в них пыль «впечатывается». Так как же быть? Ответ на этот вопрос прост – поисковики яндекс и гугл. Но, увы. Исчерпывающей информации на этот счет мною найдено не было. Итак, я решил собрать всевозможные кулеры и написать о них нечто вроде статейки – доступно и просто, иллюстрируя картинками разборку «крылатых». Может, моя статья закроет тему кулеров !

Рис 1. Здесь представлены некоторые виды кулеров


Рис 2. Наклейки ликвидированы, однако китайцы пробочки не на всех ставят, то бишь халтура


Рис 3. Пробки сняты с помощью игл, и вообще вся разборка производится с использованием двух игл.

Кстати, наклейки не выбрасывайте, так как в свое время они пригодятся - так механизм меньше подвержен воздействию пыли.


Рис 4.

Сняв шайбу следим, чтобы она ненароком не канула в небытие, так сделана из пластмассы. Далее снимаем и резиновую шайбу. Теперь спокойно чистим, промываем и смазываем. Я использую для этих целей масло, предназначенное для швейных машин.

Каждый обладатель современного компьютера рано или поздно сталкивается с проблемой плохой работы системы охлаждения ПК. Под системой охлаждения я подразумеваю кулер процессора и вентиляторы в системном блоке компьютера или ноутбука.

В чем проявляться плохая работа системы охлаждения ПК

  • Недостаточное охлаждение процессора — компьютер перегревается, что во многих случаях приводит к выключению ПК при нагрузке.
  • Кулер и вентиляторы постоянно вращаются на максимальных оборотах, наиболее часто это происходит на ноутбуках, а если ноут еще и поношенный, то сопровождается весь процесс приличным гулом.
  • Кулер и вентилятор постукивают, трутся или цепляются лопастями при запуске компьютера. Чаще всего трение проходит после лехкого постукивания или смены наклона(например при небольшом наклоне системного блока).

Причины плохого охлаждения компьютера и ноутбука

  • Сильно изношенные кулер или вентилятор;
  • Радиатор процессора и кулер забит пылью и другим мусором;
  • Высохшее масло в кулере и вентиляторах;
  • Масло впиталось в вовремя не очищенную пыль, следовательно, как и в предыдущем пункте кулер и вентилятор работает на сухую.

При первых проявлениях неисправности системы охлаждения требуется немедленный осмотр ПК, так как постоянно поддерживающаяся высокая температура действует пагубно не только на сам процессор, но и на окружающие комплектующие компьютера такие как: видеокарта, оперативная память, а в первую очередь материнская плата.

С проявлениями и причинами мы разобрались, приступим к ремонту…

Ремонт вентилятора и кулера компьютера

Первая и основная причина некорректной работы кулера и вентилятора, таких как трение лопастей, шуршание и легкий гул — это высохшая смазка или впитывание ее в вовремя не очищенную пыль. Без смазки детали вентилятора быстро изнашиваются и приходят в неисправность, но если причину устранить своевременно и в начале проявления, то можно продлить работу кулера еще на долгое время. Конечно если способ не поможет в случае сильного износа деталей, то кулер или вентилятор придется заменить.

С нижней стороны вентилятора, по центру есть отверстие , которое предоставляет доступ к валу . Это отверстие как правило, закрыто резиновой или пластмассовой заглушкой , а сверху заклеено наклейкой . Иногда, заглушки нет, а отверстие заклеено только наклейкой, а ещё реже случается, что нет и самого отверстия, такое иногда встречается на кулерах для процессоров и видеокарт.

Наклейку нужно снять, а заглушку удалить (если она есть), подковырнув острым предметом (нож, шило). Если вам попался кулер, у которого просто нет данного отверстия, то вам придётся его просверлить шуруповёртом. Диаметр отверстия должен быть не больше 6 мм. Колупать отверстие острым предметом (вместо сверла) крайне не рекомендуется, так как, внутренние кромки нового отверстия завернуться во внутрь и могут стопорить вал, и к тому же, это увеличит вероятность попадания “опилков” внутрь кулера.

После получения доступа к валу кулера, необходимо нанести туда несколько капель машинного масла. Сделать это можно шприцом или любым тоненьким предметом (спичка, иголка, шило). Снова установить заглушку и наклеить наклейку.

Если у вас кулер с РЕЗИНОВОЙ заглушкой, или вообще без заглушки (только наклейка), то вы можете их не снимать, а смазать вал кулера шприцом, проткнув наклейку и резиновую заглушку иголкой и впрыснув масло.

В некоторых моделях вентиляторов и кулера придется снять небольшое стопорное кольцо валу вентилятора, а затем капнуть масло либо заложить немного смазки.

В некоторых случаях можно использовать вместо масла другие более густые автомобильные и машинные смазки, главное чтобы смазка была высокотемпературного использования. Использовать следует минимальное количество смазки — это все таки не автомобильный стартер.

После такого “ремонта”, кулер ещё проработает от одного месяца до пары лет – всё зависит от его качества, качества масла, и степени загрязнения.

Очистка компьютера от пыли

Во-первых , запыление ПК резко поднимет температуру всех деталей (видеокарты, процессора, винчестера, БП), вероятность их перегрева и последующего сгорания повышается.
Во-вторых , механическая пыль, как это странно не звучит, очень опасна для человеческого организма, особенно для детского.
В-третьих , очищенный компьютер в 95% случаев издает гораздо меньше шума, чем запыленный.
В-четвертых , попадание пыли в детали компьютера многократно повышает скорость их износа.
В-пятых , чрезмерное запыление БП может привести к намагничиванию пыли, последующему перегреву частей БП, следовательно их оплавлению, замыканию платы, выгоранию частей материнской платы, «бесперебойника», сетевого фильтра и много чего еще.
В-шестых , намагниченная пыль способствует выходу напряжения на корпус компьютера, что может вызвать поражение электрическим током, при контакте с системным блоком. Я думаю, этого уже хватит, чтобы принять решение!

Очистка корпуса и важнейших деталей компьютера

Приступим, пожалуй! Отключите все провода от системника, достаньте его из под стола (со стола) или где он у Вас запрятан, поставьте передней частью к себе (та часть, где открывается дисковод) и… идите за отверткой. Уже взяли? Отлично, первым делом нужно снять левую боковую крышку (левую, когда стоите лицом к передней части системника). Обычно она крепится двумя болтами с задней стороны системного блока. Скорее всего, после выкрутки болтов понадобиться какое-либо усилие — подвинуть крышку назад, подвинуть ее вниз или еще куда-то. Просто на крышках делают выступы, которые попадают в пазы системника, вот из этих пазов крышку и надо выдвинуть. Не стоит просто тащить ее на себя, слушая хруст креплений.

После того, как Вы сняли крышку, перед Вашими глазами откроется примерно такая «чудная» картина. За исключением различий в деталях и количестве пыли.

Особое внимание уделите маленьким черным, серым, синим и другим цилиндрам, бочонкам, квадратикам, прямоугольникам и разъемам с торчащими железными штырьками — все это ни в коем случае нельзя погнуть, сломать, сдвинуть, пошатать и прочее. Если это сделать, то чистка ПК обернется для Вас заменой материнской платы или еще чего-нибудь дорогого.

Кроме аккуратности поможет в этом деле правильный подбор инструментов для чистки ПК от пыли . Например, используйте пылесос, при нем должна быть короткая гибкая ручка (для доступа ко всем углам системника) с двумя насадками — узкой жесткой (пластиковой) и узкой мягкой (щетка). Не повредит иметь пару разных не нужных зубных щеток — одну жесткую, вторую мягкую. Запаситесь сухими салфетками, ватными дисками, в некоторых случаях понадобится что-то вроде жидкости для снятия лака (при удалении сильно засохших кусков термопасты). Возможно, Вы удивитесь, но с помощью этих нехитрых инструментов можно легко очистить свой ПК от пыли практически идеально.

За системой охлаждения компьютера надо тщательно следить, иначе можно иметь в последствии серьезные проблемы. От перегрева компьютер может зависать, глючить, может выйти из строя не только видеокарта, микросхемы материнской платы, но и центральный процессор.

Да, некоторые процессоры имеют датчики температуры и отключают, аварийно, питание компьютера при перегреве. Но, как показывает практика, это не всегда на 100% срабатывает. А новый процессор - это как минимум 100 долларов, да и хорошая видеокарта тоже не дешевле стоит.

Все современные компьютеры оснащены принудительным воздушным охлаждением, т.е. в большинстве случаев вентиляторами (куллерами). Хотя есть ещё редкие модели современных сверхмощных компьютеров, которые оснащены водяным охлаждением.

Итак, давайте рассмотрим, как восстановить работоспособность вентилятора?

Для начала надо определить какой из вентиляторов шумит, ведь их в системном блоке может быть несколько. Есть один нехитрый прием как это сделать - берем и по очереди притормаживаем вентиляторы, слегка нажав на него рукой или салфеткой. Если шум исчез - значит он.

Известно, что при работе вентилятора происходит постепенный износ его подшипников, на крыльчатке наслаивается пыль, накручиваются волосы, пух и т.п. Через какое-то время он начинает издавать неприятные, посторонние звуки, частота вращения его снижаться, а то может и совсем остановиться. Быстрее выходят из строя вентиляторы с подшипниками скольжения. Вентиляторы с подшипниками качения более долговечны, но и более дорогие.

Чтобы избежать проблем надо периодически, хотя бы раз в полгода, делать профилактическую чистку и осмотр компьютера. Особенно этим необходимо заниматься, если в помещении обитают животные (кошки, собаки и т.п.). Их шерстью и пухом забиваются вентиляторы и часто останавливаются, вызывая перегрев компьютера.

Для восстановления работы вентилятора, его в первую очередь необходимо почистить, пропылесосить, убрать пыль, пух и другой мусор. Иногда даже вот такая элементарная процедура помогает и он уже начинает работать. Но, коль вы до него уже добрались, до смазать его (подшипники) будет очень желательно.

Если же вентилятор при включенном компьютере по прежнему не вращается, значит надо проверить электрическую часть: провода, обмотку. Когда вентилятор от мусора заклинивает, через него проходит повышенный ток, отчего катушки иногда сгорают. Если катушка куллера не прозванивается - значит придётся покупать новый вентилятор.

В продаже, в компьютерных магазинах или отделах, обычно есть большой выбор вентиляторов, и хочу сказать, что от фирмы производителя тоже зависит долговечность вентилятора. Бывает, у самых дешёвых вентиляторов плохое качество пластмассы и крыльчатка со временем просто рассыпается... Поэтому, наведите справку - какие вентиляторы более-менее качественны.

И ещё один важный момент - разъёмы. Перед походом в магазин важен не только размер вентилятора, но и также надо обратить внимание на разъём, какого он типа, и такой же подобрать. А также посмотрите, есть ли запасной разъём в БП вашего ПК - плоский, на 4 штырька. В крайнем случае, если не найдётся в магазине вентилятора с родным разъёмом - с 4 штырьками. Или, можно перепаять разъем со старого вентилятора. И, кстати, будите выбрасывать старый вентилятор - откусите разъём, пригодится.

В случае, если подшипники вентилятора ещё не сильно износились (он проработал не так долго), и чтобы он не шумел - его надо почистить и смазать, т.е. сделать профилактику.

Надо снять крыльчатку: с задней стороны вентилятора снимаем круглую наклейку, с названием фирмы изготовителя, а под ней вы увидите небольшое углубление и торец оси крыльчатки. Тонкой отверткой или шилом и пинцетом извлекаем фиксирующую шайбу, в виде подковы, и с оси снимаем крыльчатку. Теперь надо убрать застывшую старую смазку с оси и подшипников вентилятора, и более тщательно, если надо, почистить крыльчатку от пыли и грязи.

Лопасти крыльчатки можно помыть под струей теплой воды с мылом, а затем просушить, можно протереть спиртом или водкой. Статор - тщательно протереть салфеткой, лучше сухой, т.к. бензин или спирт может растворить и повредить изоляцию обмотки. Ось крыльчатки и подшипники промыть бензином или спиртом.

Теперь надо всё собрать в обратном порядке и хорошенько смазать. Смазываем ось тонким слоем жидкого машинного масла (автомобильное моторное), или масла для швейных машин (или силиконовой смазкой, если у кого есть...) и вставляем крыльчатку в корпус вентилятора, подшипники тоже надо смазать маслом, но не сильно, чтобы смазка не растекалась. После полной сборки и смазки вентилятора необходимо закрыть доступ к подшипникам, обязательно, чтобы не попала пыль! Если клей на родной наклейке уже подсох и плохо держится - заклейте скотчем в 2 слоя, если скотча нет - сдерите наклейку с шампуни или ещё от чего-то, обычно на них хороший клей - вырежьте и наклейте.

Всё, вентилятор готов к работе ещё как минимум на полгода, а как максимум - до 2 лет. Теперь его ставьте назад в компьютер и проверяйте. Что касается вентиляторов с подшипниками качения, то восстановление их мало чем отличается от выше описанного. Разница лишь в том, что нужно использовать густую смазку для подшипников, например ЦИАТИМ, Литол - 24, или заменить их на новые.

Кстати, если вентилятор стоит в удобном месте, что позволяет снять наклейку, то для смазки, его можно и не снимать, а просто снять наклейку, развернуть корпус системного блока так, чтобы вентилятор находился горизонтально и капнуть на ось по центру 1 каплю машинного масла. Этого вполне достаточно. Затем немного прокрутите крыльчатку, чтобы смазка прошла вглубь.

Бывает, что кулер процессора сильно загрязнен и его надо снять, чтобы почистить. Сделать это не сложно, там есть специальная защелка. Если вам пришлось это сделать, то куллер необходимо заново перепаковать термопастой (белой, а лучше с содержанием серебра, серебристого цвета). Ставить назад куллер надо осторожно, без лишних усилий, чтобы ничего не сломать.

И несколько строк о смазочных материалах. В подшипниках скольжения, в качестве смазки применяют только жидкую смазку: масло силиконовое или моторное автомобильное масло. Вязкость масла подбирается в зависимости от износа подшипников скольжения. Если износ небольшой и вентилятор просто пищит (высохла смазка) - значит используем масло 10-15W, среднего уровня вязкости, или силиконовое. Если же вентилятор громко шумит - это признаки большой выработки и применяем масло 20-25W, высокого уровня вязкости.

Также хочу сказать, что причиной повышенного шума компьютера могут быть не только вентиляторы, а и плохо закрепленные детали, блоки или модули: винчестер, материнская плата, крышка системного блока и т.п. В таких случаях стоит лишь подтянуть винты крепления и проблема решена.

А в заключение хочу сказать - возьмите себе за привычку - весной, перед наступлением жары, делать профилактику всего компьютера, а лучше это делать пару раз на год. Тогда, и восстанавливать ничего не придётся, а просто менять вентиляторы по мере износа... Раз в 5 лет примерно..